Мантас Данелюс, которого судят в Литве по обвинению в шпионаже в пользу Беларуси и попытке повлиять на свидетеля, выступил с последним словом на судебном заседании 6 августа. Суд проходит в закрытом режиме. Приговор будет вынесен 20 сентября. Данелюсу грозит до 11 лет лишения свободы, сообщает Delfi.
На процессе, который проходит в Вильнюсском окружном суде, Данелюс не давал показаний, а просил опираться на показания, данные во время расследования.
В последнем слове Данелюс просил оправдать его. Он считает, что в его деле нет доказательств, что он выполнял задачи, поставленные Беларусью, а то, что он делал по своей инициативе, нельзя считать шпионажем.
По данным обвинения, Данелюс с 2022 года собирал для беларусских спецслужб информацию о беларусских активистах в Литве и передавал ее пропагандистке Ксении Лебедевой. Прокуратура заявляет, что Лебедеву больше всего интересовали беларусские организации в Литве, активисты, способы их прибытия в Литву, данные людей, которые помогали им покинуть Беларусь, учения добровольцев Полка Калиновского, вооружение и цепочки поставок. Данелюс входил в доверие к беларусским организациям, предлагая юридическую помощь.
«Они погрязли в склоках, интригах, злостно отказываются изучать литовский и пропагандируют идеологию литвинизма, беларусские оппозиционеры были невероятно едины (…) когда надо было „разоблачить“ мою дружбу с Лебедевой – богиней журналистики и телевизионной документики, которая не раз блеснула критикой в адрес оппозиции в своих передачах», — заявил Данелюс в последнем слове.
Данелюс не отрицал, что передавал Лебедевой информацию о беларусских актерах и деятелях искусства, бежавших из Беларуси. Он заявляет, что контакты с пропагандистской не скрывал и собирал материалы для ее передач. По словам обвиняемого, он предлагал беларусским активистам принять участие в передачах Лебедевой и вернуться в Беларусь, а пропагандистка якобы обещала способствовать их безопасному возвращению, например, в случае Ольги Карач — смягчить заочный приговор.
Данелюс заявил, что не считает добровольный сбор информации шпионажем, и утверждает, что он сотрудничал не со спецслужбами, а с Лебедевой, а сотрудничество последней со спецслужбами не доказано.
По словам Данелюса, литовские правоохранители заинтересовались им не после обращения в полицию директора «Нашего дома» Карач и главы организации «Дапамога» Наталии Колеговой, а когда «агенты ДГБ» предоставили информацию о нем. У одного из них якобы свои счеты с Данелюсом и Лебедевой, утверждает он. Данелюс также отрицает, что собирал информацию о фонде BYSOL, «поскольку ее представители были не в ладах с главой „Нашего дома“ Карач», пишет Delfi.
Данелюс также обвиняется в попытке повлиять на свидетеля. Согласно обвинению, после того, как Данелюса освободили до суда из-под ареста, он стал разыскивать свидетелей и одному из них написал, что «точит топор». Данелюс заявляет, что не угрожал свидетелю, а выразил недовольство позицией беларусских активистов.
В заключительном слове Данелюс просил его оправдать и информировать прокурора о даче ложных показаний некоторыми свидетелями.