Атака на российский самолет ДРЛО А-50 в Мачулищах была совместной акцией BYPOL и Службы безопасности Украины. Об этом экс-глава объединения бывших силовиков и представитель Переходного кабинета по восстановлению правопорядка Александр Азаров рассказал в интервью блогеру Татьяне Мартыновой. При этом, по его словам, последствия той акции оказались причиной конфликта в BYPOL. Не слишком ли часто Александр Азаров меняет показания? И насколько убедительной выглядит представленная им новая версия тех событий?
Совместная операция BYPOL и СБУ
В интервью Азаров поясняет, что BYPOL, будучи некоммерческой организацией, работал за счет грантов. По его словам, в феврале 2023 у организации закончилось финансирование – доноры его не продлили. На вопрос – с чем это было связано – Азаров отвечает: «А-50, Мачулищи. В феврале месяце BYPOL участвовал в операции по повреждению самолета А-50».
Азаров заявил, что сейчас уже может раскрыть детали: атака на российский самолет дальнего радиолокационного обнаружения – операция не только BYPOL. Это была совместная операция со Службой безопасности Украины (СБУ).
И после этой акции финансирование BYPOL зарубежными партнерами было остановлено. Как рассказал Азаров, «наши доноры говорили: «Александр, ты молодец». За углом». Но при этом заявили, что не могут больше финансировать деятельность BYPOL.
Из сказанного Азаровым можно сделать вывод, что участие BYPOL в операции вызвало неудовольствие спецслужб страны пребывания организации. Ведь это «фактически подготовка войны» – признает Азаров. «Соответственно, любые такие акции запрещены спецслужбами. И проведение их «мягко говоря, не приветствуется» – поясняет он.
После прекращения финансирования, по словам Азарова, и начался кризис в BYPOL. Якобы, сотрудники требовали зарплат, а средств не было. Хотя ранее в публичном пространстве назывались иные причины конфликта в организации. Азаров обвинял коллег в отказе пройти полиграф и присвоении паролей доступа к соцсетям BYPOL. Те, в свою очередь, предъявляли Азарову обвинения в финансовых махинациях и в «деструктивной деятельности». Что в итоге привело к реорганизации и расколу на BYPOL и BELPOL.
Почему же теперь украинцы разрешили раскрыть правду? По словам Азарова, прошло достаточно времени. Обсуждались различные варианты, но в итоге украинская сторона сказала: «Ок, Александр, можешь говорить».
Что же, давайте вспомним, как развивались события вокруг атаки на российский самолет в Мачулищах.
Хронология операции
26 февраля в 18.00 в ТГ-канале BYPOL появляется запись. В ней сообщается: по данным, полученным от участников плана «Перамога», на военном аэродроме «Мачулищи» подорван самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 ВКС РФ, который использовался для наведения российских ракет на цели в Украине. «BYPOL продолжает собирать информацию об инциденте». И ни слова о причастности объединения бывших силовиков к нападению.
Но уже через несколько часов Азаров заявляет, что к диверсии на аэродроме «Мачулищи» причастны беларусские партизаны. Вскоре он раскрывает и другие подробности: операция готовилась несколько месяцев, для атаки А-50 использовались дроны, а все причастные к ней уже выехали за пределы Беларуси и находятся в безопасности.
Возникает вопрос: почему, раз существовала договоренность с украинскими спецслужбами, BYPOL и Азаров сразу не заявили о своей причастности к акции, а выжидали несколько часов?
Теперь Азаров поясняет это так: изначально приняли решение не брать на себя ответственность и не говорить об этом, поскольку «проведение акций в Беларуси воспринимается отрицательно среди наших партнеров за рубежом». Но впоследствии в ходе переговоров с украинцами было принято решение взять ответственность на себя. А украинскую сторону не упоминать вовсе.
Затем силовики в Беларуси объявляют в розыск за «совершение особо тяжкого преступления в г. п. Мачулищи» уроженца Крыма Николая Швеца. Азаров заявляет: разыскиваемый Швец не имеет отношения к BYPOL.
Через несколько дней, 1 марта, в BYPOL раскрыли новые детали операции. По информации инициативы, участники плана «Перамога» использовали два дрона производства компании DJI, переоборудованные в дроны-камикадзе кустарным способом, каждый из которых нес заряд 200 грамм взрывчатого вещества в тротиловом эквиваленте. На следующий день BYPOL публикует видео прилета дрона на аэродром «Мачулищи». Однако запечатлена там не сама атака, а разведывательный полет БПЛА. Как сообщает BYPOL, «беларусские партизаны на протяжении двух недель с помощью дронов гражданского назначения, приобретенных в магазине, вели авиаразведку на военном аэродроме «Мачулищи». Очевидно – все это делалось для того, чтобы продемонстрировать причастность BYPOL к атаке.
Но 7 марта Александр Лукашенко заявляет о задержании причастных к атаке А-50. И хотя имена не называются, приведенные в ходе его рассказа детали биографии главного подозреваемого совпадают с ориентировкой на Швеца. Лукашенко обвиняет в организации диверсии СБУ и ЦРУ. Служба безопасности Украины отказывается комментировать заявления беларусского правителя, а беларусские государственные телеканалы демонстрируют видео с признательными показаниями «задержанного террориста СБУ»: мужчина на камеру заявляет, что его зовут Николай Швец, он «работал с СБУ» и «подорвал самолет» в Мачулищах.
Разные правды от Азарова
Насколько достоверной представляется новая версия событий в Мачулищах, обнародованная Азаровым? Давайте рассмотрим детали.
Была ли Украина заинтересована в повреждении или уничтожении А-50? Вполне возможно, ведь самолет наводил российские ракеты на цели в этой стране. Стремилась бы СБУ создать прикрытие для своего агента или агентов, осуществляющих эту акцию? Логично допустить, что да. Вот на этом этапе ей и могло понадобиться сотрудничество с BYPOL. Да и помощь местных оказалась бы для агентов СБУ не лишней.
Могли ли в BYPOL колебаться перед тем, как решиться взять на себя ответственность за акцию? Вполне, ведь это чревато далеко идущими последствиями. В том числе со стороны спецслужб страны, в которой находятся бывшие силовики – проведение диверсий беларусские власти действительно могут трактовать как военную агрессию. И, судя по заявлениям Азарова, вопросы действительно возникли. Остается загадкой – почему BYPOL в итоге все же решился ввязаться в эту историю? Но можно предположить, что его руководителей уговорили. Или пообещали нечто такое, что изменило их позицию.
Как бы там ни было, BYPOL взял на себя ответственность. Однако это не помогло, и ключевой, либо один из ключевых исполнителей операции оказался задержан. Если допустить, что Николай Швец действительно причастен к атаке на А-50 и выполнял задание СБУ, то после его ареста и признательных показаний камуфляж в виде беларусской организации бывших силовиков оказался для СБУ уже неактуален.
Почему же и в BYPOL, и в СБУ молчали еще полгода? Почему только сейчас украинская сторона дала «добро» – «ок, Александр, можешь говорить»? И тут найти объяснение нетрудно: любые спецслужбы вообще не склонны признавать свое участие в тех или иных операциях. И идут не это только тогда, когда считают признание выгодным. Или, как минимум, не способным навредить. Например, причастность к атаке на Крымский мост 8 октября 2022 года СБУ Украины признала только вчера. При этом глава СБУ Василий Малюк заявил: «Много различных операций, специальных операций (проведено – прим. Reform.by). О некоторых из них мы сможем говорить вслух после Победы, об отдельных мы вообще не будем говорить».
Видимо, у СБУ есть основания полагать, что раскрытие Азаровым роли СБУ и BYPOL в этой операции уже не нанесет вреда. А может даже оказаться полезным. Не исключено, что ведутся переговоры с беларусскими властями об обмене задержанного диверсанта. А возможно, на позицию украинской стороны повлияли решения о размещении в нашей стране российского ядерного оружия и передислокации в Беларусь ЧВК «Вагнер». И сделанное Азаровым признание – лишний намек со стороны Украины: в случае враждебных действий со стороны беларусских властей может последовать ответ по объектам в Беларуси. В том числе и такими методами, как с А-50. Но это лишь догадки. В то же время Украина ничего не теряет от признаний Азарова – сама-то СБУ ничего не признавала и в любой момент может заявить, что знать не знает бывшего беларусского силовика и никаких дел с ним не имела.
Могла ли акция в Мачулищах повлиять на финансирование BYPOL и привести к кризису в организации? Почему нет? Доноры щепетильны. А конфликт действительно мог возникнуть, особенно если допустить, если не все члены команды были в курсе происходящего и не понимали, чем вызваны проблемы с деньгами.
Наконец, почему Азаров сам решил заявить об этом теперь? После раскола в организации юридическое название BYPOL и план «Перамога» остались за фондом Азарова. Ему надо продолжать деятельность, а для этого важно поправить пошатнувшийся после июньского скандала имидж, разъяснив общественности причины и последствия конфликта. Он действительно мог обратиться к украинской стороне за разрешением раскрыть правду. И получил его, поскольку в Украине уже не видят смысла скрывать формат участия BYPOL в мачулищанской акции.
В новой версии Александра Азарова не просматривается ничего фантастического. Более того, она выглядит убедительнее, чем предыдущие попытки BYPOL интерпретировать те события. Что же, от спецслужб – а BYPOL с определенными оговорками можно зачислить в их ряды – ожидать правды приходится редко. Не случись в организации скандал – вероятно, и эти детали не выплыли бы на поверхность. Окончательную же точку в истории с атакой на А-50 способна поставить только сама СБУ. Но этого мы с вами вряд ли дождемся в обозримом будущем.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: