Нобелевская неделя и освобождение политзаключенных: Лукашенко и его шанс понравиться Трампу

Главное
Иллюстративное изображение сгенерировано с помощью ИИ

Уже 10 октября Норвежский Нобелевский комитет объявит лауреата Нобелевской премии мира. Меньше чем за две недели до этого события президент США Дональд Трамп заявил — награда должна быть вручена именно ему. Любое иное решение Нобелевского комитета, по его мнению, окажется оскорблением для Соединённых Штатов. Казалось бы, какое отношение к желаниям хозяина Белого дома имеет Александр Лукашенко? Имеет, причем самое непосредственное.

Войти в пятерку

Похоже, 47-й президент США всерьез нацелился на Нобелевскую премию мира. Трамп убежден: если ее получит кто-то другой, «какой-нибудь парень, который ни черта не сделал», — «это было бы большим оскорблением для нашей страны, скажу я вам. Я не хочу этого, я хочу, чтобы страна получила её». Видимо, Трампу очень хочется стать в один ряд с такими президентами США, как Теодор Рузвельт, Вудро Вильсон, Джимми Картер и Барак Обама, которые в разные годы были удостоены Нобелевской премии мира. Удастся ли Трампу стать пятым по счету главой Соединенных Штатов, удостоенным этой награды?

Впервые, еще в 2019 году, во время первого срока, на Нобелевскую премию мира Трампа выдвинул премьер-министр Японии Синдзо Абэ. Основанием для выдвижения был назван состоявшийся в Сингапуре первый саммит между США и КНДР. В тот раз не сложилось, но как знать — возможно, именно тогда нынешний президент США загорелся идеей все же получить Нобелевскую премию мира?

В мае 2025 года Трампа номинировал Пакистан, мотивируя решение посредничеством президента США в урегулировании конфликта Исламабада с Дели. В июле премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху вручил Трампу копию письма о выдвижении президента США на Нобелевскую премию мира. В августе с такой же инициативой выступил премьер Камбоджи Хун Манет. Чуть позже на официальной странице Белого дома в сети X был опубликован перечень лидеров иностранных государств, поддержавших выдвижение Трампа. Среди них — премьер-министр Армении Никол Пашинян, президент Азербайджана Ильхам Алиев и министр иностранных дел Руанды Оливье Ндухунгирехе — летом при участии США руководство этой страны заключило соглашение о прекращении вооруженного конфликта с Демократической Республикой Конго.

29 сентября в базе законопроектов Верховной Рады Украины появился предложенный несколькими депутатами проект постановления об обращении парламента в Нобелевский комитет по поводу выдвижения кандидатуры Дональда Трампа на Нобелевскую премию мира.

Сам Трамп, выступая в сентябре в ООН, заявил — он лично положил конец семи войнам. И это, по его мнению, заслуживает Нобелевской премии.

Но есть нюанс

Официальный сайт Нобелевской премии сообщает, — в этом году на премию мира выдвинуто 338 кандидатов. Там же указан крайний срок подачи номинантов на Нобелевскую премию мира 2025 года — 31 января.

Такова практика. В сентябре Норвежский Нобелевский комитет начинает подготовку к приему номинаций. «Для рассмотрения на соискание премии года, номинации на Нобелевскую премию мира должны быть направлены в Норвежский нобелевский комитет в Осло до 1 февраля того же года» — указано в уставе Нобелевского фонда. А «номинации, отправленные по почте и полученные после этой даты, включаются в обсуждение следующего года». Уже в феврале-марте готовится шорт-лист премии.

Инаугурация Дональда Трампа состоялась 20 января 2025 года. То есть буквально через 10 дней после этого прием кандидатур потенциальных номинантов завершился. Достижения же президента США на поприще миротворчества, вне зависимости от их оценок, относятся ко второму президентскому сроку Трампа. Формально поданных после 31 января 2025 года номинантов Нобелевский комитет должен рассматривать уже как претендентов на премию 2026 года. Из этого следует, что шансов получить Нобелевскую премию мира в этом году у Трампа нет. Разве что в следующем, поскольку вряд ли Нобелевский комитет пойдет на нарушение собственных правил.

Но тут не все так однозначно. Инаугурация Барака Обамы состоялась 20 января 2009 года. А уже 9 октября того же года он стал лауреатом Нобелевской премии мира с формулировкой «за экстраординарные усилия в укреплении международной дипломатии и сотрудничества между людьми». Возможно, его кандидатуру успели номинировать до 31 января.

Однако все известные на данный момент прецеденты с номинированием Дональда Трампа относятся к лету 2025 года. Выходит, возможность получить премию откладывается?

Хороша ложка к обеду

Возможно, именно такими расчетами и руководствуется беларусский режим, откладывая выход на свободу политических заключенных. Тех самых 1300, об освобождении которых Трамп заявил в августе этого года после телефонного разговора с Александром Лукашенко.

А ведь освобождение этих людей могло бы повысить шансы президента США на получение заветной премии. Пусть не в этом году, так в следующем. Не в последнюю очередь — освобождение Нобелевского лауреата Алеся Беляцкого.

И тут, как говорится, хороша ложка к обеду. Трамп попросил — стоило бы сделать. Особенно, если Лукашенко намерен и впредь надеяться хотя бы на минимальное внимание со стороны американского лидера.

На месте режима я бы не стал возлагать надежды на слова спецпредставителя президента США Кита Келлога, заявившего на днях о том, что освобождение беларусских политзаключенных лишь сопутствующий «позитивный момент», в то время как главное для американской администрации — общение Лукашенко с президентом РФ Владимиром Путиным. Во-первых, потому, что Келлог, в отличие от Трампа, на Нобелевскую премию мира пока не претендует. Он решает собственные задачи. Во-вторых, в Вашингтоне могут довольно быстро осознать, что профит от связи Лукашенко с Путиным для США нулевой. Особенно, если переговоры о мире в Украине так и не выйдут из тупика.

А вот Дональд Трамп реверанс со стороны Лукашенко оценить способен. Но лишь в том случае, если он будет сделан вовремя, а не когда-нибудь потом. Именно этот аспект Минску следовало бы учитывать как важнейший текущий политический фактор.

В Минске прекрасно осведомлены о нобелевских амбициях Трампа. «Человек хочет Нобелевскую премию (если это так) — ну и на здоровье, пусть получает! Что для нас в этом плохого? Если надо поддержать (Трампу надо), то, наверное, он этого заслуживает», — говорил Лукашенко, общаясь с беларусскими пропагандистами.

Тем временем сроки для требуемой поддержки истекают. И подарок, который легко было «вручить» президенту США, теряет свою ценность, как бы кощунственно это ни прозвучало. Необходимостью посодействовать Трампу освобождение политзаключенных можно было бы объяснить и собственным силовикам, чтобы не переживали о возможной оттепели и не боялись, что теперь репрессивная машина возьмется за них самих.

Но пока шанс понравиться Трампу Лукашенко упускает. Возможно, беларусского политика губит жадность — страх продешевить, «отдать политзаключенных даром», безо всяких уступок в виде снятия санкций. Но такой подход может оказаться непоправимой ошибкой. Трамп вполне способен расценить отказ и проволочки как личное оскорбление. А президент США, как показывает практика, человек злопамятный.

Впрочем, время еще есть. Начинается Нобелевская неделя — самое время сделать широкий жест. В противном случае интерес Вашингтона и лично Дональда Трампа к «могущественному лидеру» Лукашенко может иссякнуть, толком не проявившись.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news

🔥 Поддержите Reform.news донатом!
REFORM.news (ранее REFORM.by)
Добавить комментарий

Внимание, премодерация. Если вы в Беларуси, не оставляйте комментарий без включенного VPN.

Последние новости