В августе 2014 Россия ввела санкции на поставки определенных продуктов, в том числе фруктов, из ЕС, но нидерландские и бельгийские груши «Конференция» до сих пор продаются в российских магазинах. Правда, странами происхождения указываются африканские государства, пишет нидерландское издание De Volkskrant.
Фрукты попадают в Россию через Литву и Беларусь по сертификатам, которые российские импортеры покупают в африканских странах.
До введения санкций Литва импортировала из Нидерландов и Бельгии 33 тысячи тонн груш, а в 2015 году импорт увеличился до 137 тысяч тонн. В то же самое время экспорт из Литвы в Беларусь вырос в 10 раз, пишет издание, ссылаясь на данные исследовательской организации Fruit & Vegetable Facts.
До введения санкций Беларусь импортировала груши из примерно 10 стран, а после введения эмбарго Россией размер импорта вырос в шесть раз, а число стран, из которых импортируется товар, перевалило за 50, так к ним добавились африканские государства.
В 2016 году 3 тысячи тонн груш поступило из Сьерра-Леоне, более 6 тысяч – из ЮАР и более 8 тысяч – из Либерии, хотя по информации Comtrade, базе статистических данных ООН по торговле товарами, ни одна из этих стран не выращивает груши.
Когда фуры с грушами прибывают в Литву, нидерландские маркировочные этикетки удаляются с ящиков на складах недалеко от Каунаса. Но для ввоза груш в Россию требуются фитосанитарные сертификаты, которые выдаются только в стране происхождения. Сразу после введения санкций использовали поддельные бельгийские сертификаты, но сейчас от такого способа отказались. С 2015 года используются сертификаты, полученные по дипломатическим каналам из 26 африканских стран. Среди таких стран – Бенин, Буркина-Фасо и Гвинея. Кроме этого, существуют подозрительная статистика по Афганистану, Бангладешу, Йемену и Турции.
Африканские страны участвуют в схеме из-за денег.
Сертификат на одну машину в среднем стоит 7-7,5 тысяч евро. Год назад цена была 3,5 тысячи евро, по словам поставщиков.
С новой маркировкой и сертификатами фуры въезжают из Литвы в Беларусь.
По подсчетам издания, в Россию ежегодно попадает около 70 тысяч тонн груш. Фермеры из Нидерландов и Бельгии зарабытывают на этом 56 миллионов евро в год. Каждый день в Россию отправляется около десяти фур с санкционными грушами.
Представители Министерства сельского хозяйства Нидерландов говорят, что слышали слухи о контрабанде, но министерство «не знает, вовлечены ли в это голландские компании и в какой степени».
На запрос издания Россельхознадзор ответил, что знает о контрабандных схемах и проводит тщательные проверки. До октября 2018 года ведомство выявило и уничтожило 25 тысяч тонн контрабандных овощей и фруктов, среди них одну фуру с грушами.
Данные по торговле Литвы показывают, что страна импортирует не менее 78 тысяч тонн груш из Бельгии и Нидерландов. Почти все груши перепродаются в Беларусь, которая перепродает их в Россию.
Со времени введения санкций на полках российских магазинов оказалось 300 тысяч тонн груш из Бельгии и Нидерландов на сумму 240 миллионов евро.
До введения санкций одна треть бельгийского экспорта груш и одна шестая часть нидерландского приходилась на Россию. Схемы по обходу санкций позволяют сохранить почти половину от общего объема экспорта груш из Бельгии и Нидерландов в Россию.
Поставщики называют маршрут через Литву и Беларусь с использованием африканских сертификатов официальным. Россельхознадхор заявил изданию, что не видит причин «не доверять нашим торговым партнерам из африканских стран» и говорит, что все поставки из Африки подтверждены документально.
Бельгийские и нидерландские поставщики подозревают, что Россия закрывает глаза на контрабанду, потому что на этом хорошо зарабатывают влиятельные в России люди.
Груши – не единственный вид продуктов, который попадает в Россию в обход санкций. По данным исследовательской организации Globsec, только до 2016 года через Беларусь в Россию попали санкционные фрукты и овощи на сумму 2,4 миллиарда евро.