«Непотопляемый» советчик по стратегическим проектам

Комментарий
Михаил Ковальчук и Владимир Гусаков подписывают дорожную карту о сотрудничестве Курчатовского института и НАН Беларуси. Фото: БелТА

В Беларуси создано «мозговое ядро» — Совет по стратегическим проектам. И возглавил его человек, в эффективности работы которого Александр Лукашенко совсем недавно сильно засомневался. Но тут же поручил новый ответственный участок. Откуда же такое неиссякаемое доверие?

«Мозговое ядро»

В октябре на совещании по планированию стратегических проектов Лукашенко заявил, что еще весной поручал правительству, Академии наук и своему помощнику Александру Косинцу проработать создание «мозгового ядра». Необходимость создания такого органа правитель пояснил тем, что его подчиненные безынициативны, а все крупные проекты в стране, такие, как строительство АЭС, Беларусской национальной биотехнологической корпорации, космические программы и так далее реализуются исключительно с его подачи. Поэтому нужен центр, который «будет видеть, что происходит, и заставлять всех вас реализовывать эти проекты».

Правительство тогда предложило Лукашенко вариант «мозгового ядра» из двух структур: центра, который нарабатывает идеи и оценивает их экономический эффект, и совета, который будет принимать решения о жизнеспособности и актуальности таких идей.

И вчера был подписан указ о создании Совета по стратегическим проектам. Согласно положению это постоянно действующий координационный орган для развития отечественной науки и внедрения в производство результатов научной деятельности. Персональный состав Совета утверждает Александр Лукашенко.

Среди задач нового органа — координация и оценка эффективности работы по поиску и отбору перспективных стратегических проектов, их планированию, разработке и реализации. Совет будет отвечать за анализ актуальности, политическую и экономическую целесообразность и конкурентоспособности предлагаемых и реализуемых стратегических проектов. В его компетенции и сопровождение стратегических проектов, и координация работы по внедрению разработок академической, вузовской и отраслевой науки в производство.

Заместителями председателя Совета стали помощник Лукашенко Александр Косинец и первый вице-премьер правительства Николай Снопков. Секретарем назначен директор государственного научного учреждения «Центр системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси» Валерий Гончаров. Национальная Академия наук займется и обеспечением деятельности вновь созданного органа. Всего же в Совет вошли более 20 человек.

Главный советчик

А возглавил Совет председатель президиума Национальной Академии наук Владимир Гусаков. Тот самый Гусаков, к которому у Александра Лукашенко совсем недавно возникали серьезные вопросы. Не далее как месяц назад правитель поручил провести проверку Академии наук. Лукашенко хотел убедиться, что НАН действительно делает все то, о чем ему докладывает ее руководитель.

Он заявил, что «академию наук надо подвергнуть серьезнейшему анализу»:

Дай бог, чтобы было так, как нам руководитель Академии наук докладывает: они сегодня делают все – от беспилотников до изделий из сухого молока, которые продают в Китай. Делают все. Посмотрим, так ли это. Я имею в виду электромобили и так далее, — сказал он.

Про электромобили Лукашенко вспомнил не случайно. И причины сомневаться в успехах НАН действительно есть. В марте, выступая с Посланием беларусскому народу и Национальному собранию, правитель потребовал от Академии наук показать рабочую линейку аккумуляторных батарей на основе графена, натрия и аммиака.

В интервью СТВ 9 апреля 2023 года глава НАН Беларуси Гусаков заверял, что все почти готово и обещание будет выполнено к лету. Но в июле по государственному ТВ был показан сюжет, в котором вместо обещанного рабочего варианта аккумулятора зрителям продемонстрировали эксперимент по получению графена в одной из лабораторий Национальной академии наук – разбухшую графитовую палочку. Работающий аккумулятор так и остался в планах. С тех пор о прорывах беларусской науки в этой области ничего не слышно. Из этого можно сделать вывод, что данные Гусаковым обещания таковыми и остались.

Не исключено, что похожим образом ситуация выглядит и со многими другими разработками НАН. На октябрьском совещании по стратегическим проектам Лукашенко сетовал, что реальный сектор экономики мало использует разработки беларусских ученых и до производства они часто не доходят. Но открытым остается вопрос – есть ли в этом вина отечественных производителей? Или же внедрять попросту нечего?

Однако сомнения в успехах НАН не помешали Лукашенко назначить Гусакова председателем вновь созданного Совета по стратегическим проектам. Может, до назначенной на зиму проверки деятельности Академии? А может, дело в том, что «подвинуть» Гусакова не так-то просто.

«Непотопляемый» Гусаков

В марте этого года филиал в Минске открыл Российский Курчатовский институт, который возглавляет Михаил Ковальчук – фигура в сегодняшней российской науке, можно сказать, знаковая. Свою должность он получил благодаря близости к президенту России Владимиру Путину. Младший брат Михаила Ковальчука, миллиардер Юрий Ковальчук входил в тот самый кооператив «Озеро», члены которого составили ближайшее окружение Путина. Ковальчук считается человеком, который серьезно влияет на мировоззрение российского президента. Зато в научной среде Ковальчука считают автором множества антинаучных гипотез. В том числе про этническое оружие, боевых комаров и служебный подвид человека.

Всего в минском филиале Курчатовского института в рамках программы по созданию инфраструктуры фундаментальных исследований Союзного государства планировалось организовать работу шести лабораторий. Среди важнейших ее приоритетов Ковальчук декларировал микроэлектронику и материаловедение. А это прямая связь с российским ВПК, который в условиях санкций крайне заинтересован в этих разработках. И беларусская НАН прекрасно вписалась в российские схемы по финансированию такого рода проектов. Ковальчук с Гусаковым, можно сказать, нашли друг друга. Вполне вероятно, что карьера беларусского академика развивалась не без влияния Ковальчука.

Так что попытки «подвинуть» Гусакова могут встретить сопротивление со стороны очень влиятельных фигур в Москве. А у них наверняка найдутся инструменты для того, чтобы повлиять на нужное решение – вряд ли беларусские власти могут себе позволить сегодня вступать в конфронтацию со столь влиятельными силами. Тут не только отечественным электромобилем и назначенными проверками можно пожертвовать — на кону рискуют оказаться гораздо более прибыльные проекты.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.news


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: