Экономика хромает, с экспортом проблемы, во внешней торговле дефицит. Тем временем в стране поднимают голову некие «великие патриоты», ставящие под сомнения решения Александра Лукашенко.
Сегодня политик провел совещание с руководителями дипломатических представительств Беларуси. Он потребовал от беларусского дипломатического корпуса мобилизации, сравнимой с военной, и тонкой настройки внешнеполитической стратегии. Пока же настройка на разных направлениях, как выяснилось, недостаточно тонка.
Импортозамещение импортозамещающего
Хотя Лукашенко не раз заявлял, что главная задача дипломатов отнюдь не политика, а продажи беларусских товаров, на ключевом для отечественной промышленности российском рынке возникли проблемы. Возникли, даже несмотря на то, что, по словам политика, «отношения с Россией сейчас на очень высоком подъеме». То есть в отношениях подъем, а в торговле спад. Прозвучали и некоторые цифры — например, в январе-мае этого года экспорт продукции машиностроения в РФ, включая легковые машины, тракторы и комбайны, сократился на 320 млн долларов.
Забавно то, что, в очередной раз предсказав собравшимся дипломатам скорый крах доллара, от которого «целые интеграционные объединения, включая наш Евразийский экономический союз, все больше уходят в расчетах <…> в национальные валюты», сам Лукашенко при подсчете прибылей и убытков по-прежнему оперирует именно этой денежной единицей.
Но отставим лирику, ведь на российском рынке беларусские товары активно «импортозамещают» конкуренты. В этом «недобросовестном имортозамещении» Лукашенко видит одну из основных проблем. Мол, на рынок РФ «проникают товары из третьих стран без всякой локализации, вытесняя нашу продукцию. Так быть не должно, мы не для этого создаем Союзное государство», — заявил политик. И поставил задачу — защитить союзный рынок от товаров из третьих стран. Будет интересно увидеть, как данное распоряжение будет исполняться — не уверен, что РФ будет готова «зачищать» свой рынок от нужной и сравнительно дешевой продукции в угоду беларусским производителям. Тем более что на отечественное качество нареканий из той же России звучит немало.
Перспективы там тоже, похоже, тревожные. «Сегодня российский рынок перенасыщен, конкуренция ужесточается», — отметил Лукашенко. И даже предостерег — «то ли еще будет». А так называемая «единая промышленная политика «пока только на бумаге». Вот тебе и отношения на подъеме.
Судя по всему, не лучше обстоят дела и на прочих направлениях. Африку рискуем проспать, Латинскую Америку «потеряли фактически». «Конкретную монетизацию наших отношений» со странами Персидского залива Лукашенко еще только хотел бы увидеть. А хабы в ОАЭ и Омане для возможного производства и продвижения продукции в другие страны Ближнего Востока и Африки пока так и не созданы.
От дипломатического корпуса политик в который раз потребовал мобилизации, сравнимой с военной. Впрочем, есть сомнения в том, что привычная мантра приведет к прорыву на российском рынке и на «дальней дуге». Очевидно, что прорывов, о которых мечталось, осуществить так и не удалось. И без рынков стран Евросоюза беларусской экономике приходится тяжковато.
«Ибо быть беде»
О ЕС на совещании тоже вспомнили. По словам Лукашенко, «наше международное и геополитическое положение, — они и заставляют нас думать не только, что у нас на севере, юге и востоке, но и на западе. Евросоюз сегодня наш сосед. Мы что ли в этом виноваты? От этого никуда не деться». «Это наши соседи, с ними надо выстраивать отношения, ибо быть беде».
Виноваты – не виноваты, но вернуться на рынки ЕС хочется. В сегодняшнем выступлении Лукашенко это было обставлено «формированием новой международной системы» и «так называемыми контурами многополярности», апелляциями к «пресловутому расколу внутри Евросоюза» и «окну возможностей», образовавшемуся после возвращения в Белый дом Дональда Трампа. Все эти факторы должны использоваться дипломатами, в том числе для изменения политики ЕС в отношении беларусского режима.
Понятно, что попытки хоть как-то прорвать изоляцию на этом направлении сопровождаются речами о «конкуренции среди новых концепций», якобы возникшей среди западных элит и тем, что доминировать там вскоре начнут «здравые голоса» тех, с кем успешно поработают беларусские дипломаты. Но в сухом остатке явно читается установка — режим очень хотел бы хоть какой нормализации с ЕС и США.
При этом Лукашенко неоднократно возвращался к тому, что, несмотря на разговоры про многополярность, Россия остается наиболее близкой страной. Возвращался, похоже, неспроста.
«Патриоты великие»
Поскольку выглядит ситуация так, словно прямо под боком у Александра Лукашенко образовалась некая фронда. Которая ставит под сомнение его политику. И позволяет себе колебаться.
«Даже в администрации президента, как я чувствую, не то глава администрации, не то вся администрация зашаталась, заколебалась: не испортить бы нам отношения этой многополярностью с нашим основным партнером или основными — Россией и Китаем», — так на сегодняшнем совещании Лукашенко сформулировал проблему.
Вот и гадай – то ли россияне о чем-то намекнули, то ли некие силы в окружении Лукашенко обрабатывают его администрацию. То ли все в совокупности. Главное, что в сложившейся ситуации колебания вполне объяснимы.
Возьмем правительство. От него требуют роста, вала, продаж и прибыли. Когда те западные рынки откроются, да и откроются ли — неведомо. На российском же и без многополярности беда. А начнет союзник гайки прикручивать за внешнеполитическую самодеятельность — станет и того хуже.
Лукашенко сегодня проговорился — он просил чего-нибудь у американцев взамен за новую партию освобождаемых политзаключенных. «Хотите – забирайте. Что взамен?», — так описал переговоры политик. Но те в ответ лишь пообещали подумать. Так пока, похоже, ничего и не надумали. А правительству план давай, с него же потом спросят. Зачем министрам эти игры в непрямолинейную политику?
Или силовики. Этим тоже эти потепления в отношениях и всякие либерализации ни к чему. Им без них гораздо лучше живется. Может, тоже пошли косяками в администрацию свой интерес в уши вводить.
Но со стороны это выглядит так, словно началась на верхних этажах мышиная возня. И, видимо, неслабая, раз Лукашенко приходится уже второй раз оправдываться за освобождение политзаключенных и диалог с США. Первый раз на торжественном собрании по случаю Дня Независимости, теперь вот перед дипломатическим корпусом.
И содержание политзаключенных дорого обходится. И кормить-одевать их надо. «Это я отвечаю тем, кто сегодня такие патриоты великие», — пояснил политик. И добавил, что на переговорах с США он вообще предлагал освободить сразу несколько десятков тысяч человек, да американцы отказались. Что отказались, так это вряд ли. А вот то, что с помощью таких заявлений Лукашенко морально готовит свое окружение к новым освобождениям, допустить можно.
Но «патриоты» таким поворотом недовольны. Вот и ищет Лукашенко опору при принятии непопулярных в своем окружении решений. Чья возьмет и с какими потерями?
Казус Глаза?
А напоследок еще об одной оригинальной идее. В стране, видимо, уже настолько не хватает рабочих рук, что отправлять семейных дипломатов за границу становится непозволительной роскошью. Потому что их супруги, уезжая следом, вынужденно выпадают из профессиональной деятельности. Вот Лукашенко и поручил сделать так, чтобы жены и мужья дипломатов как можно быстрее возвращались к работе в Беларуси. И приносили пользу экономике.
В связи с этим Минтруда и соцзащиты дано распоряжение внести «предложения по корректировке трудового законодательства». «У нас не та ситуация, чтобы выталкивать квалифицированных людей в домохозяйки», — заявил Лукашенко.
Можно сказать, что свет увидело второе ноу-хау по сокращению притока в нашу страну трудовых мигрантов. О первом Лукашенко сегодня тоже упоминал: не хотите иностранцев — сами повышайте производительность труда в три раза. Но, параллельно с притоком, хорошо бы уменьшить и отток людей «с высшим образованием и определенным жизненным опытом».
Коллега предположил, что стимулом для выдвинутой идеи стала не только необходимость экономить на всем, но и казус Анатолия Глаза, в прошлом пресс-секретаря МИД Беларуси, а ныне — посла в Турции. Супруга Глаза, телеведущая Анна Квилория оставила программу «Добрай раніцы, Беларусь!» и отбыла вслед за мужем по месту его службы. Не увидев знакомого лица в телевизоре, Лукашенко и решил вернуть домой жен и мужей дипломатов. Такая вот тонкая настройка системы.
Шутки шутками, но получившие сегодня заряд бодрости и мобилизованные почти по-военному дипломаты в перспективе рискуют остаться на дальней и ближней дуге без своих вторых половин. Как это скажется на росте объемов экспорта отечественной продукции и продвижении многополярной повестки, мы вскоре увидим.
Правда, есть вариант пойти пошатать администрацию Лукашенко и добиться отмены непопулярного решения. Впрочем, пробиться будет непросто — там сейчас колеблют устои силовики и министры правительства.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news