Александр Лукашенко считает, что отношения с Россией сейчас на подъеме, однако на российском рынке есть проблемы с продажами беларусских товаров. Они связаны в том числе и с недобросовестным импортозамещением.
«Наши отношения с Россией сейчас на очень высоком подъеме. Минск и Москва вместе прошли серьезную проверку на прочность. И выдержали это испытание. Выдержали потому, что тот союз, который мы выстроили с Россией, — это не просто красивый фасад, а реально работающий механизм. При всех издержках», — сказал он.
По его словам, в 2022-2024 годах российский рынок обеспечил прирост экспорта товаров в 10 млрд долларов.
«В Россию ушел основной прирост экспорта за три года — плюс 10 млрд долларов. Россияне готовы финансировать многие проекты, готовы платить. Нечего удивляться. Они прежде всего готовы профинансировать те проекты, которые нужны России.
Это естественно. А у нас есть для этого производства, школы. Только надо развернуться, взять эти деньги. Некоторые наши предприятия успешно это делают. Но некоторые все чего-то ждут. И все плачутся», — сказал он.
Вместе с тем, по его словам, ситуация на российском рынке поменялась. Теперь он перенасыщен, конкуренция выросла. В итоге в январе-мае на 320 млн долларов сократился экспорт продукции машиностроения в РФ, включая легковые машины, тракторы и комбайны.
«Все топчутся на одном рынке, ситуация на котором поменялась. Сегодня не 2022 год, когда оттуда бежали западники. Сегодня российский рынок перенасыщен, конкуренция ужесточается. И то ли еще будет», — сказал он.
Причину Лукашенко видит в том числе в недобросовестном импортозамещении.
«Под видом импортозамещения туда проникают товары из третьих стран без всякой локализации, вытесняя нашу продукцию. Так быть не должно, мы не для этого создаем Союзное государство», — сказал он.
Лукашенко в связи с этим поставил следующие задачи, передает его пресс-служба:
- защита союзного рынка от товаров из третьих стран;
- развитие новых для Беларуси сегментов экономики, включая авиа- и судостроение, атомную энергетику и космическую промышленность;
- развитие мультибрендовых и сервисных центров, беларусских торговых домов в регионах России.
Также он считает важной задачей запуск единой промышленной политики, которая «пока только на бумаге».
По его словам, на одной господдержке в РФ нельзя выехать.
«Но если рынок «схлопывается», если уже российские производители уходят в простой и сокращают штаты (например, «Ростсельмаш», моторный завод в Ярославле), мы не решим наши проблемы с экспортом в Россию за счет одной господдержки. И не дадим ни одному из наших предприятий «пережидать», пока спрос снова не оживится. Нужно оперативно диверсифицироваться. Благо есть куда», — сказал он.
Он отметил положительные результаты сотрудничества с Азербайджаном, Грузией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном.
Лукашенко обратил внимание и на дефицит внешней торговли в целом. В 2022 году она была профицитной. Размер положительного сальдо составил 4,3 млрд долларов.
«А дальше «поплыли»… В прошлом году уже минус больше миллиарда долларов, за пять месяцев текущего — почти 800 млн долларов в минусе. Я хочу, чтобы наше новое и отчасти старое правительство об этом не забывало», — сказал он.
Импорт при этом растет опережающими темпами.
«Получается, у наших предприятий трудности с разгрузкой складов, расчетами и логистикой только при экспорте, а при ввозе иностранной продукции их нет? Или импортирует частник, а экспортирует госкомпания без особого желания напрягаться?» — адресовал он вопрос правительству.
У него также есть претензии к экспорту услуг.
«Почему у нас темп экспорта товаров в 2024 году к 2020-му был почти 140%, а услуг — только 112%? Не нужно все сводить к айтишникам, тем более что по компьютерным услугам в этом году рост возобновился (плюс 71 млн долларов)», — сказал он.
Он призвал правительство разобраться, почему транспортно-логистические компании не могут зарабатывать, как раньше, после потери европейского рынка.
«Закрыли рынок ЕС для наших транспортников? Так у нас теперь этот же товар надо доставлять в разы дальше — в ту же Россию, Китай, Африку! Правительству необходимо наконец разобраться, в чем проблема: наши логистические компании не могут сформировать конкурентные тарифы или наши директора продолжают продавать «от забора» и грузить на иностранный транспорт?» — сказал он.
Лукашенко призвал максимально сохранять валюту в стране.
«Мы должны максимально оставить себе валютную выручку по всей цепочке — от транспортных и страховых услуг до фасовки и мелкооптовых продаж.
Выработайте действенные меры по переходу на систему экспорта на более далеких базисных условиях поставок с максимальным задействованием наших логистических компаний и перевозчиков там, где это выгодно. Сейчас каждая копейка на счету», — сказал он.
Результаты диверсификации экспорта также неудовлетворительны.
«Объяснения мы слышали. Но почему правительством до сих пор не приняты действенные меры по переориентации товарных потоков? Не можем — значит, надо менять номенклатуру, перестраивать производство. Применять новые финансовые инструменты (деньги на это у нас есть). Оперативно внесите конкретные предложения!» — потребовал он.
Далее он перешел к конкретным направлениям. По его словам, нельзя «проспать Африку». Лукашенко подчеркнул, что результаты по Зимбабве и Нигерии показывают, что можно добиваться успеха. Он призвал нарастить поставки сельхозтехники в Нигерию.
«Они понимают, что мы диктовать им повестку внутреннюю не будем. И они стремятся к таким странам. Я на переговорах эту их позицию поддерживаю. Поэтому в Африку, Азию и Латинскую Америку (которую мы потеряли фактически) надо идти. Нам же немного надо. С Африкой надо сотрудничать. Это будущее. Если мы там застолбимся, если продвинем там свой интерес, они будут сотрудничать с нами всегда. Потому что мы это делаем порядочно», — сказал он.
«Вспомните, как в конце 90-х — начале 2000-х мы заходили в Китай. Сейчас то же самое с Африкой. «Проспим» Африку — потеряем прирост своей экономики в будущем. Сами предприятия должны наращивать компетенции, целенаправленно учиться работать на африканском континенте», — добавил Лукашенко.
Он считает, что Беларусь может выйти на устойчивые 1 млрд долларов экспорта в Африку, а к концу пятилетки лучше достигнуть планки в 1,5 млрд долларов.
«Контроль и спрос с наших дипломатов в Африке должны стать беспрецедентными. А за результат… Вносите предложения — будем дополнительно поощрять», — сказал он.
Продолжая тему, он перешел к Латинской Америке. По его словам, объемы поставок проседают. Экспорт в основном состоит из поставок калия.
«Вижу, что в прошлом году правительство занималось только Никарагуа, подключив ресурсы Банка развития. Надеюсь, этот шаг просчитан и даст эффект», — сказал он.
Лукашенко также потребовал монетизировать отношения со странами Персидского залива.
«С ведущими странами Персидского залива — Эмиратами, Оманом, Саудовской Аравией и Катаром — налажен устойчивый диалог на высшем уровне. Но я хочу видеть конкретную монетизацию наших отношений — выгодные торговые и инвестиционные проекты», — сказал он.
Хабы в ОАЭ и Омане для возможного производства и продвижения продукции в другие страны Ближнего Востока и Африки пока так и не создано.
«Здесь мы бога за бороду не взяли еще. Никаких хабов там мы еще не создали. Мы только мечтаем о том, что они там должны быть. Давайте действовать», — сказал он.
Вместе с тем есть продвижение с Ливией и Сирией.
«В Ливии сложности есть, но мы сотрудничаем. Они платят вперед. Ливия, Сирия — с удовольствием», — сказал он.
Говоря об участии в интеграционных объединениях, Лукашенко подчеркнул, что они должны приносить стране выгоду.
«Каждый шаг в интеграции должен приносить Беларуси осязаемую выгоду. Если мы открываем свой рынок, то взамен рассчитываем на соизмеримые преференции, а не на туманные обещания», — подчеркнул он.
«В прошлом году мы дали вам дополнительные мощные инструменты для работы на дальней дуге: членство в Шанхайской организации сотрудничества и партнерство с БРИКС.
Это серьезнейшие результаты системных внешнеполитических усилий последних лет. По самим этим структурам стратегии утверждены. Исхожу из того, что они будут безусловно реализованы и МИД, и другими госорганами под контролем правительства», — добавил Лукашенко.