Александр Лукашенко не видит признаков развязывания против Беларуси войны, но все равно продолжит к ней готовиться. Об этом он заявил на совещании на Обуз-Лесновском полигоне, которое состоялось в рамках демонстрации беларусских беспилотников.
«Старая формула: хочешь мира — готовься к войне. Еще раз хочу подчеркнуть (хотя чего нам тут перед кем-то оправдываться), что мы не собираемся воевать, не хотим воевать… Все это уже сказано. Это слушают, но делают свое дело — наши противники, наши соперники. Те, кто готовится против нас, будем прямо говорить, воевать. Поэтому нам надо готовиться к войне. И дай бог, чтобы этой войны не было. Какой бы ни была острой обстановка вокруг Беларуси, мы пока не наблюдаем тенденций к развязыванию против нас войны», — сказал он.
Надо отметить, что в госСМИ, а также сообщениях силовых органов регулярно поднимается тема учений в соседних странах, концентрации войск и якобы имеющих место провокациях.
Лукашенко подчеркнул, что уже четырежды реформировал беларусскую армию, а теперь делает это в пятый раз. Он отметил важность беспилотников в практике современных боевых действи.
«Видя, как разворачиваются события на фронте в соседнем государстве и изучая войны, которые случились в последние годы в мире, мы, как я уже часто говорю, реформировали четырежды свою армию, а это, наверное, уже пятый раз подходим к модернизации собственных Вооруженных сил. Мы много увидели новинок. Поэтому сегодня обсудим это. Первое — это война, правда, я сегодня услышал тезис от нашего ведущего на учениях, новый, ранее я этого не слышал, и слава бог, но мы всегда считали и считаем, что нынешняя война без беспилотников невозможна. Сегодня он сказал, что как бы там ни было беспилотники, они могут повернуть войну, развернуть и так далее. Но без солдата, без надежного оружия у этого солдата мы не сможем обороняться в Беларуси, ну и нас никто не сможет завоевать.
Поэтому да, беспилотники — это серьезная новинка. Да, она, наверное, войну, если вдруг случится, вспять не повернет. Но значительно повлияет на ход военных действий. Беспилотники — дело серьезное. Дело, как военные говорят, очень эффективное и выгодное с точки зрения войны. Жутко так говорить, но тем не менее. Сегодня, как я говорил, воюющие стороны не жалеют беспилотников для того, чтобы охотиться за одним человеком. Поэтому что это дешевле, чем подготовить бойца. Поэтому да — беспилотники», — констатировал он.
Он также отметил важность средств радиоэлектронной борьбы и подчеркнул, что в Беларуси есть серьезные компетенции в этой области.
«Это мы знали давно. Это наша беларусская тема. И в Советском Союзе мы были на передовых. Вот сейчас очень пригодилась. Поэтому мы должны и можем создавать самые современные комплексы подавления беспилотных летательных аппаратов, и не только их. Немало сделано, но еще больше предстоит сделать», — сказал он.
Далее Лукашенко решил порассуждать о контрбатарейной борьбе как о чем-то новом.
«Новый появился термин у нас, военных. И не только термин. Новый процесс в бою. Тебя атаковала артиллерия — ты должен мгновенно обозначить координаты, откуда ты атакован, и ответить и накрыть эту артиллерию. Делать надо быстро. Но для этого надо иметь соответствующие системы. И многое другое, что демонстрирует практика боя», — сказал он.
Лукашенко также обратил внимание на то, что Беларусь не может позволить себе большую армию.
«Я давно уже говорил: мы компактная, небольшая по численности населения страна. Мы не Россия, тем более не Китай, не Индия и не блок НАТО. Мы не можем по своим экономическим возможностям содержать такую армию, которая нужна для войны, поэтому надо приспосабливаться», — сказал он.
Исходя из этих соображений, в стране организовывают территориальную оборону, а также создают народное ополчение.
«Но для этого надо иметь в стране единство и дисциплину. Это у нас есть», — сказал он.
Он также поручил актуализировать задачи территориальной обороны.
«И народное ополчение — чтобы человек, который не попадает в армию, но хорошо владеющий оружием, мог защитить дом. Система у нас определена. Мы ее проверяем: госсекретарю задача поставлена железно, чтобы все было проверено не для показухи, начиная от народного ополчения до Вооруженных Сил. То есть система обороны нашей страны у нас создана», — сказал он.
Он обозначил и задачи для охотников, которых также хотят привлечь к боевым действиям в случае необходимости.
«Охотников у нас много, они должны иметь свое подразделение со своим оружием. И это надо посмотреть: как создается, что создано. Где мы подготовим лучших снайперов, чем у них? Поэтому и это надо использовать, по-хозяйски отнестись. А не рассчитывать, как в советские времена: деньги дадут, мы военный городок построим, наберем туда тучу людей, будем их учить, как обычно в армии мы делаем, а потом они научатся воевать. Мы так экономику положим, у нас нищий народ будет ходить. Мы не можем такие огромные деньги вкладывать в такую систему подготовки», — сказал он.
По его словам, также должны быть поставлены на учет граждане, которые проходили службу в спецназе.
«В ближайшее время проверим все подразделения. Почему я на этом настаиваю: эта спецподготовка очень дорого нам стоила. Подготовить таких спецназовцев — это большие деньги», — сказал он.