Либерализация для бизнеса: бег по кругу

Главное
Рекламный плакат. Фото: telegraf.news

Министерство экономики вынесло на общественное обсуждение проект указа, которым предлагается изложить в новой редакции принятую еще в 2010 году директиву «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Сразу отметим, что документ содержит ряд полезных для бизнеса и своевременных инициатив. Однако некоторые положения демонстрируют — в отношениях государства и бизнеса есть ряд «хронических болезней», вылечить которые годами не в состоянии ни директивы, ни декреты, ни указы.

Предложенный к обсуждению проект излагает в новой редакции директиву № 4. Отмечается, что документ разработан «в целях расширения возможностей для реализации делового потенциала населения, создания дополнительных условий для повышения конкурентоспособности, динамичного и устойчивого развития национальной экономики на основе максимального использования частной инициативы».

Он содержит набор мер, направленных на дебюрократизацию, обеспечение права субъектов хозяйствования на деловой риск и декриминализацию экономической деятельности, кадровое обеспечение реального сектора, расширение доступа субъектов хозяйствования к финансовым ресурсам и инструментам нефинансовой поддержки бизнеса, а также повышение качества правового регулирования предпринимательской деятельности и развитие диалога «власть – бизнес».

Директива №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» была подписана Александром Лукашенко в декабре 2010 года. Простое сравнение прежней и новой редакций документа позволяет понять, насколько за минувшие без малого пятнадцать лет государству удалось продвинуться на ниве либерализации. Ответ оказывается неутешительным — значительная часть недостатков, которые предлагается исправить в новой редакции, фигурировали и в документе начала прошлого десятилетия.

Например, пункт 1.2. директивы №4 гласил: необходимо «не допускать установления межобластных и иных региональных ограничений при осуществлении торговли товарами, выполнении работ (оказании услуг)». Смотрим пункт 14 новой редакции указа, предложенной к обсуждению: «не допускать установления межобластных и иных региональных ограничений при осуществлении торговли товарами, выполнении работ (оказании услуг)». Слово в слово. Выходит, межобластные и региональные ограничения преспокойно себе существуют спустя годы с момента издания директивы. Борьба с ними, если и велась, оказалась безрезультатной.

Пункт 5 директивы №4 звучал так: «Придать контрольной (надзорной) деятельности предупредительный характер, перейти к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности».

Пункт 35 в новой редакции касается совершенствования контрольной (надзорной) деятельности и обязует, среди прочего, «смещать деятельность в сторону профилактики и предупреждения правонарушений». Суть та же, хоть и другими словами. Следовательно, контролирующие органы по-прежнему предпочитают наказывать, а не заниматься профилактикой. Поставить их на место на прошедшие годы так никому и не удалось.

Еще одна позиция, в которой стоит поискать отличия. Пункт 5.3. директивы от 2010 года гласил: «контролирующим (надзорным) органам при осуществлении в отношении субъектов предпринимательской деятельности мониторингов и других аналогичных мероприятий, не являющихся проверками, запрещается использовать полномочия, предоставленные данным органам для проведения проверок».

В новой редакции сформулировано так: «не использовать полномочия, предоставленные контролирующим (надзорным) органам для проведения проверок при осуществлении в отношении субъектов предпринимательской деятельности мониторингов и других аналогичных мероприятий, не являющихся проверками». Выходит, как использовали, так и используют.

Цифровизация и легализация неформальной занятости — это, конечно, прекрасно. Но многолетнее хождение по кругу в деле излечения хронических болезней, присущих отношению государства к бизнесу, позволяет предположить, что нынешний проект изменений в директиву от 2010 года – не более чем декларация о намерениях. В первую очередь потому, что экономическая либерализация не вписывается в экономику военного времени. А данные бизнесу обещания и гарантии в случае необходимости власть с легкостью возьмет назад. Ходить за примерами далеко не надо.

Вот пункт 1-й той самой директивы №4 был призван «обеспечить дальнейшее развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности». Констатировалось: для этого необходимо «осуществить переход к рыночным механизмам ценообразования, способствующим повышению качества и конкурентоспособности товаров (работ, услуг)».

Исключить вмешательство органов государственного управления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности, отменить ограничение надбавок в оптовой и розничной торговле и обязательное составление экономического обоснования уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги). А государственное регулирование цен сохранить только на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары (работы, услуги), определяющие жизненный уровень населения.

Но с изменением ситуации изменились и подходы. В начале октября 2022 года свет увидело Постановление Совмина № 669 «О временных мерах по стабилизации цен», установившее запрет  на повышение цен (тарифов) на товары и услуги. А затем директива Лукашенко № 10 «О недопустимости роста цен». Следом — постановление Совмина № 713, вводящее регулирование цен на товары согласно перечню, предусматривающее необходимость согласования цен и ограничившее торговые надбавки почти на все товары, продающиеся в Беларуси. Так пошла прахом заложенная в директиву №4 либерализация в сфере ценообразования.

Отношения беларусских властей с бизнесом всегда чередовали периоды «закручивания гаек» и «либерализации». В 2017 году Лукашенко подписал декрет №7 «О развитии предпринимательства», который оценивался как прогрессивный. Сегодня текст этого декрета в системе «Эталон-онлайн» пестрит пометками «утратило силу». Обновленный закон о предпринимательской деятельности сократил число видов деятельности, доступных для ИП, а изменения в Налоговый кодекс ежегодно приносили бизнесу сюрпризы. Многократное повторение пройденного — прямое предостережение о том, что как только у власти возникнет необходимость снова мобилизовать экономику, все либерализационные потуги мгновенно превратятся в тыкву.

Впрочем, даже в нынешних условиях люфт государство для себя оставило неслабый. Согласно проекту указа, в рамках дебюрократизации ставится задача провести анализ законодательства на предмет выявления и устранения излишних, устаревших, дублирующих, экономически неэффективных и актуализации иных регуляторных требований и ограничений для субъектов хозяйствования… до 2028 года. А за это время ох много всего может произойти.

Если дверь для политической либерализации закрыта наглухо, то для экономической, похоже, решено слегка приоткрыть форточку. Но предыдущий опыт подсказывает – отращенный хвост легко можно снова отрубать. Целиком или же частями — в зависимости от текущей ситуации.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news

🔥 Поддержите Reform.news донатом!
REFORM.news (ранее REFORM.by)
Добавить комментарий

Внимание, премодерация. Если вы в Беларуси, не оставляйте комментарий без включенного VPN.

Последние новости