Гуджеротти: Освобождение священников в Беларуси – результат дипломатии, которая «никогда не закрывает двери»

Главное
Фото: catholic.by

Префект Дикастерии по делам Восточных церквей в Ватикане кардинал Клаудио Гуджеротти заявил, что освобождение католических священников Генриха Околотовича и Анджея Юхневича является конкретным результатом дипломатии, «которая никогда не закрывает двери». Это прозвучало в его интервью Vatican News после возвращения из поездки в Беларусь.

Он также рассказал о разговоре с Александром Лукашенко, а также выраженном беларусскими властями пожелании о визите Папы Римского.

Кардиналу был задан вопрос о значении, которое он придает освобождению священников и перспективах, открываемых этим для отношений Беларуси и Святого Престола.

«Я твердо убежден, что то, что постоянно повторяет Святой Престол, является правильным рецептом как в межличностных отношениях, так и в политике: это всегдашняя готовность к встрече и диалогу. Могут быть более тяжелые моменты, деликатные ситуации, но Святой Престол никогда не закрывает двери и радуется, когда другие открывают их, чтобы люди могли встретиться: можно посмотреть друг другу в лицо, заглянуть в глаза, обменяться чувствами.

Это, по моему мнению, великая тайна передачи взаимной человечности, которая решает многие вещи. Если бы слова были сказаны на расстоянии или исключительно рациональным методом, они не стали бы выражением той общности между людьми, которую мы, христиане, считаем обязанностью христианства: люди — это всегда сокровище, образ и подобие Божие. Поэтому наша настойчивость в диалоге со всеми — это не только стратегический вопрос, но и вопрос духовного характера. Если же из встреч рождаются конкретные результаты, мы можем лишь благодарить Господа», — ответил он.

Он поблагодарил Александра Лукашенко и высказал мнение, что изоляционная политика не может приносить положительные результаты.

«Я очень благодарен президенту за то, что он принял некоторые из наших просьб и прислушался к тому, что мы имели возможность обсудить во время этой долгой беседы. Не думаю, что техника «не разговариваю с тобой, не вижу тебя, не плачу тебе, не посылаю товары» — это система, которая приносит плоды. Она ведет только к обострению ненависти, а ненависть не исчезает даже через годы. Думаю, в этом специфика нашего служения.

Я пробыл в Беларуси много лет и имел много возможностей для встреч с гражданскими властями, в том числе с президентом в деликатные моменты. Говорить вещи напрямую, по моему мнению, всегда фундаментально, и говорить их тет-а-тет, вместо того чтобы делать это через прессу, — лучший способ, потому что люди могут попросить уточнения, не чувствуя себя обиженными. Можно сказать что угодно, но нужно говорить это от человека к человеку, с уважением. Это не означает согласие во всем, но разговаривать и относиться друг к другу как к людям с достоинством и уважением — наш первый долг и первая черта папской дипломатии», — отметил префект.

Собеседник поинтересовался, был ли визит направлен на решение других срочных вопросов, таких как ситуация с Красным костелом в Минске, либо он представлял собой скорее «приведение часов в порядок» для поддержания каналов коммуникации.

«Основной причиной моего визита было празднование 100-летия Пинской епархии. Это стало выражением веры Католического костела и для меня большим даром: я почувствовал беларусских католиков глубоко близкими к Господу, щедрыми и сильно укорененными в своей вере, как это часто бывает у славянских народов, которые умеют принимать вещи близко к сердцу. Это был великий праздник: я благодарен всем — епископу, который меня пригласил, Святому Отцу, который меня направил, людям и всем организаторам.

Встречи с различными государственными деятелями, в том числе с президентом, безусловно, стали поводом поговорить в первую очередь о ситуации в мире, потому что Святой Престол очень обеспокоен нестабильностью и войной, которые не принесут ничего хорошего, а только несчастье, бедность, ненависть и разрушение. Подумайте, сколько всего было уничтожено бомбардировками в местах, которые строились с таким трудом: все это лишает людей последнего куска хлеба. Это касается всего мира. Война — это акт отсутствия разума: она делает бессмысленными усилия поколений по построению лучшего завтра. Вот первый элемент, который обсуждался, — ситуация в мире и то, что мы можем сделать в наших ролях, чтобы быть миротворцами», — ответил иерарх.

«Затем разговор касался вопросов, которые относятся к Католическому костелу и которые я представил президенту; те, что вы упомянули, — некоторые из них. Президент слушал очень внимательно, дал мне некоторые ответы, и я очень благодарен ему за то, что он меня выслушал и за то, что он мне сказал. Надеюсь, что мы сможем прийти к решению, желаемому для католиков Беларуси, как меня заверили.

Также желание президента иметь контакт с Папой, пригласив его в Беларусь, было предметом нашей беседы: мы знаем, что это будет непросто, но я очень ценю это желание. Разумеется, это нужно рассматривать в более широком международном контексте, который зависит не только от Папы и не только от президента. Но готовность к встрече с нашей стороны всегда ценится. Таким образом, могу сказать, что заботы Католического костела были представлены президенту, как и было моим долгом, открыто. Наш разговор был отмечен большой искренностью и уважением», — добавил он.

Журналист озвучил мнение, что в нынешнем контексте посланник Папы представляет собой единственный и самый прямой канал личной коммуникации между Святым Престолом и беларусским правительством, на что Гуджеротти высказал сомнение и отметил работу нунциев.

«Я не хотел бы задирать нос и думать, что я единственный канал; не думаю, что это так. Я прожил четыре с половиной года в Беларуси и с самого начала имел контакты с президентом; он неоднократно говорил мне, что чувствовал мою любовь к беларусскому народу, и благодарил меня за это. И эта моя любовь действительно есть. Если существует глубокая любовь, всем важно ее поддерживать.

Добро распространяется само по себе – «Bonum est diffusivum sui» – и я думаю, что это очевидно в личных отношениях, которые я пережил во время этих событий и встреч. Нужно также признать большую работу нунциев: апостольские нунции приложили огромные усилия, чтобы открыть каналы коммуникации между Святым Престолом и Беларусью, и достигли значительных результатов.

Конечно, личные отношения частично определяются моей историей в Беларуси и обстоятельствами. Если это может послужить добру беларусов, народа и человечества в целом, почему бы не использовать этот инструмент личных отношений, который мы построили, даже в чрезвычайно трудные моменты и во время больших страданий для беларусского народа? Все еще существуют деликатные ситуации, и разговор – это всегда обязанность, если есть уважение к правде, к личности и к народу: это компоненты для построения хорошего диалога», — подчеркнул префект.

Собеседник также поинтересовался оценкой Гуджеротти способности Конференции епископов в Беларуси отвечать на вызовы и вести диалог как с обществом, так и с государственными властями.

«Я не берусь высказывать мнение о епископах и их работе, потому что не живу там и не знаю, что возможно сделать, а что нет. Считаю, что выход Католического костела из своих территорий, чтобы занять значимые социальные ниши на пользу всех, даже на культурном уровне, всегда желателен и может реализовываться в большей степени, естественно, прося возможности делать это и быть услышанными с уважением и чуткостью», — сказал иерарх.

По его мнению, это касается отношений с обществом, с властями и с Православной церковью.

«Не нужно создавать гетто: общее благо должно быть вдохновением встречи для всех. В Беларуси есть свои трудности, как и во всех странах. Есть много тех, кто не хочет добра Беларуси. Тот, кто любит Беларусь, обязан встречаться, делать больше, действовать больше, предлагать больше инициатив; Беларусь там, где находятся беларусы, даже за пределами территории», — считает он.

«Католический костел должен работать на благо народа вместе с другими. Любое сектантство – это гибель для народа: оно может дать мгновенное преимущество для собственной группы, но не создает того идеального контекста, который приносит пользу отдельным людям и сообществу. Костел должен присутствовать, готовя своих священников согласно католической традиции и находя структуры участия: духовная деятельность важна, но это не единственное проявление христианской жизни. Недостаточно ждать, пока люди придут: сегодня люди ждут, чтобы их искали. Я часто говорю епископам, что многие молодые католики находятся в Минске на учебе и приезжают из разных уголков Беларуси. Заботиться о них, находить их, собирать для молитвы, катехезы и культуры – наш долг», — говорит Гуджеротти.

Он вспомнил процессии Божьего Тела в Минске и посещение захоронений жертв нацистов и коммунистического режима.

«Подходя к Красному костелу, можно было оглянуться и увидеть верующих на километры; выходили от костела Святого Роха, останавливались у алтарей даже на главной площади: прекрасный знак того, что Родина спасается вкладом религий и что религии готовы спасать Родину.

Я посещал кладбища – как жертв нацистов, так и жертв коммунистов. Нужно понимать, что каждая человеческая личность – это образ и подобие Божье; мы не заключенные категорий, мы последователи Бога, который освободил нас, став человеком и защищая достоинство человеческой личности вплоть до несправедливой смерти на кресте. Не было бы воскресения без распятия», — сказал посланник.

Ему был задан вопрос о том, насколько соответствует действительности мнение, что беларусские власти больше не воспринимают местных епископов как прямых собеседников и предпочитают общаться со Святым Престолом на более высоком уровне — через нунция или папского легата, даже по местным вопросам, например, по делу Красного костела.

«Мне трудно давать оценку, потому что я уже много лет не живу в Беларуси. Первый принцип прост: каждый выбирает тех собеседников, которых хочет. Если хочешь диалога, важно, чтобы в нём участвовали обе стороны. Но можно создать условия, чтобы обе стороны чувствовали себя комфортно; это должно делаться со всех сторон.

Нунциатура — это посредник: она существует для того, чтобы местный Костел мог общаться со своей властью, а не чтобы его заменять. Очевидно, что Святой Престол представляет 1 миллиард 400 миллионов католиков, обладает огромным международным авторитетом и силой убеждения, что может быть полезно для страны. Но среди этих 1 миллиарда 400 миллионов есть и католики Беларуси: никто не является объектом, все — субъекты. Первое — это почувствовать это и действовать соответственно, ищя пути коммуникации творческим образом, выходя за рамки привычек.

Это может быть рискованно, потому что будет критика; это часть диалектики. Критерий — искать пути коммуникации со всех сторон, чтобы прийти к пониманию. Когда люди не разговаривают, растет предвзятость, и поверхностные ощущения берут верх. Чтобы это сделать, нужно встречаться: когда глаза одних смотрят в глаза других, происходит коммуникация вне слов. Это коммуникация человека с человеком», — последовал ответ.

Он также подчеркнул, что важно пользоваться знаниями специалистов — светских и верующих, которые могут подсказать, как Костел может действовать сегодня, и искать новые формы взаимодействия.

Префект также отметил, что в Беларуси живет православное большинство, и важно налаживать диалог и координировать общие усилия, благодаря чему можно сохранить ценности, которые поддерживали беларусский народ в тяжелые исторические моменты.

«Греко-католическая община — наследница великого прошлого: она имела людей культуры. Помню похороны поэта Бородулина, на которые я отправил послание, когда был нунцием. Культура не опасна; опасным является невежество. Греко-католическая община недавно получила каноническое упорядочение, которое я считаю значительным шагом: оно сделало эту общину автономной от влияния внешних реалий. Теперь беларусские греко-католики могут управляться сами, не прося милостыню в других местах. Это важно.

Если со временем это приведёт к изменению статуса, если община достигнет зрелости, будет хорошо организована и численно велика, тогда мы обсудим это и с православными, чтобы найти наилучший способ урегулирования вопроса. Латинская община тоже вовлечена в процесс: все вносят вклад в общее развитие. Гарантировать стабильность общин фундаментально, чтобы они были носителями христианского послания в стране.

Вспомним цену, которую христианство заплатило в истории: очень высокую. Я обсуждал эти темы с Митрополитом Филаретом и сегодня встречаюсь с Митрополитом Вениамином, чтобы сравнить позиции, понять их пространство, их свободы и пределы, в которых приходится действовать. Я не могу этого игнорировать: это и есть экуменизм», — отметил он.

Кардинал признал сложности в диалоге с Православной церковью.

«Сегодня Православная Церковь переживает драматические моменты, возможно, как никогда: внутренние схизмы, которые усложняют богословский диалог. Я член комиссии по богословскому диалогу между Православными Церквами и Католической Церковью и поражён трудностями внутри православия. Это не облегчает диалог. Подумаем о варварских нашествиях или исламской экспансии на некоторых христианских землях: христианство сыграло сильную роль, даже принимая позитивные аспекты разных культур, как на Сицилии или в Испании. На Востоке свидетельство смешанное: культурное, национальное, религиозное, даже фольклорное», — отметил он.

Собеседник также задал вопрос о возможном визите Папы Римского в Беларусь, отметив, что «центр принятия окончательного решения относительно такого визита может находиться не в Минске», намекнув на Россию.

«Учитывая эту деликатную конъюнктуру, существует ли, на Ваш взгляд, пространство для маневра? Что можно было бы сделать конкретно, чтобы способствовать этому историческому событию?» — поинтересовался собеседник.

«Президент заверил меня, что, по его мнению, визит Папы пошел бы на пользу беларусскому народу и что он сделает все возможное, чтобы это произошло. Таким образом, существует подлинный интерес. Очевидно, требуется посредничество и обсуждение: как это будет происходить, трудно придумать извне», — ответил кардинал.

По его словам, Папа никогда не поедет в место, где его приезд создаст разделение.

«Это священный принцип: Папа едет туда, где народ может получить пользу, а не для того, чтобы разжигать противостояние. Нужно создать условия, чтобы все были убеждены в объективной ценности визита на благо народа, а не в интересах какой-то одной «звонницы». Это работа, которую необходимо выполнить. Будет ли успех сразу или завтра? Мы не знаем», — отметил он.

«В мое время шла речь о визите Папы в Беларусь вместе с Патриархом Московским; тогда это было невозможно. Потом Патриарх Московский и Папа встретились в другом месте. Кто мог подумать о таком? Сила мечты должна стать источником нашей смелости: нельзя вечно взвешивать вероятности и возможности, нужно действовать.

Если это вовлечет Папу в движение смелости, силы и надежды, Папа поедет в тот же день. Не вижу трудностей для Святого Отца в этом смысле. Однако нужно, чтобы это стало плодом глобального совместного усилия, в котором не будут создаваться дополнительные противостояния или барьеры: их и так уже достаточно», — подчеркнул папский посланник.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!
REFORM.news (ранее REFORM.by)
Добавить комментарий

Внимание, премодерация. Если вы в Беларуси, не оставляйте комментарий без включенного VPN.

Последние новости