Может и не случайно начало суда над Эдуардом Бабарико совпало с помилованием Романа Протасевича. У режима появилась возможность продемонстрировать разницу между покаянием и упорством. И он без стеснения использовал момент.
Сегодня Роман Протасевич объявил о «прекрасной новости». Он помилован. Конечно, осужденный на восемь лет в колонии усиленного режима по «делу Nexta» блогер не смог воздержаться от благодарностей в адрес «лично президента Александра Григорьевича», «страны в целом» и тех людей, которые поверили в его «искренность, в то, что люди могут исправляться и признавать свои ошибки». Все это, безусловно, входило в обязательную программу помилования.
В свое время коллеги рассказывали, как в прежние, еще относительно «вегетарианские» времена, многолетний главред «Советской Белоруссии» Павел Якубович в обязательном порядке заставлял «перебежчиков» из независимых медиа первым делом писать в газету злобный текст об оппозиции. То ли чтобы унизить, то ли чтобы исключить для них возможность в будущем проделать тот же трюк в обратном направлении. Даже если впоследствии этот журналист работал с очень далекими от политики темами, первая статья должна была быть «входным билетом».
Принцип этот соблюдается режимом и теперь. Правда, платить за билет с учетом всех событий последних лет приходится в многократном размере. А выход будет стоить несоизмеримо больше, чем вход, если его покупка вообще предусмотрена. Так что «обязательная программа помилования» для Протасевича с вероятностью 99,9% еще не закончена. А чтобы перейти к произвольной, придется сильно постараться. Как сообщает агентство «БелТА», Протасевич «настроен на созидание». В чем предметно оно будет выражаться – сказать пока трудно. Но наверняка экс-главреду «Nexta» укажут уготованное ему место и ознакомят с отведенной ролью.
Может, в будущем, если проявит себя хорошо, даже выпустят за границу. А если вернется – это станет последним тестом на лояльность. Перековался.
Но это уже детали. Главный же свой месседж режим помилованием Романа Протасевича донес: беззаветное сотрудничество с властью и искреннее покаяние – дорога к свободе. Есть и другой путь – нежелание сдаваться на ее милость. Но в этом случае рассчитывать ни на какое снисхождение не стоит – система отомстит по полной, на годы, а то и на десятилетия отправив несгибаемого за решетку. В самый настоящий ад.
И помилован Роман Протасевич был в один день с началом процесса над Эдуардом Бабарико. Тут все с точностью до наоборот. Без месяца три года под следствием, ломали-ломали, да не сломали – обвинений Бабарико не признал. Да и обвинения-то, мягко говоря, странные: пособничество Сергею Тихановскому и иным лицам в организации массовых беспорядков. Речь идет об информации, которая размещалась Тихановским на краудфандинговых платформах «Улей» и «Мола-мола» в 2019-2020 годах. А также в разжигании расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни и в целом букете экономических преступлений. Все перевернуто с ног на голову и показано так, как удобно режиму. При условии нормального судебного разбирательства любой мало-мальски грамотный адвокат не оставил бы от такого обвинения камня на камне. Но в имеющихся условиях сын, конечно же, ответит за отца – в 2020 году, если кто забыл, Эдуард возглавлял инициативную группу Виктора Бабарико.
Но идти на компромиссы с режимом Эдуард Бабарико, судя по всему, не намерен. Вот и ждали с помилованием Протасевичу до сегодняшнего дня. Несмотря на вступление приговора в силу не брали его под стражу, заявляя, что это «находится в процессе исполнения». Исполняли целых пять дней, чтобы дождаться дня суда над Эдуардом Бабарико. И продемонстрировать «народцу» разницу между покаянием и упорством.
В красках показать все, чего режим добивается от своих оппонентов. Как там было? «На колени и ползком». Не только отказ от идеалов, но и все эти подобострастные «Александр Григорьевич», «волевой», «президент». И признательность до гроба.
Да вот только встать на колени соглашаются немногие. Режим это, конечно же, бесит. Поэтому и приговоры жестокие. Уж больно хочется, чтобы испугались и запросили пощады. Чего стоит упорство? Этого нам, не видевшим всех ужасов своими глазами, не понять. И не прочувствовать. Можно только помнить, безмерно уважать и бороться за тех, кто с гордо поднятой или с поникшей головой, но готов идти до конца.
Не осуждая при этом сломавшихся? Видимо, так. Ну, по крайней мере, осуждать их позволено лишь тем, кто сам оказался в аду и сумел пройти его не сломленным. А не всем подряд.
Вероятно, Эдуард Бабарико в ближайшее время получит немалый срок. А Роман Протасевич сможет сходить в тренажерный зал, посидеть на берегу речки, как ему и мечталось. Да только вот история каждого из них не закончена. И кто сегодня возьмется сказать – кому из них двоих сейчас легче на душе?
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: