Представители демсил, правозащитных и волонтерских организаций на пресс-конференции в Варшаве рассказали, что происходит спустя месяц после освобождения и депортации 123 беларусских политзаключенных, которые были вывезены из Беларуси в декабре. Бывшие политзаключенные получили первую помощь, а также смогли временно обустроиться в принимающих странах. Им предстоит решить вопросы легализации, воссоединиться с семьями, поправить здоровье, а также начать ресоциализацию в новой стране.
Марина Касинерова (DissidentBY) подчеркнула, что вывозя освобожаемых за границу, Лукашенко нарушил их базовые права.
«Людзі не могуць рэалізовываць свае базавыя правы, напрыклад, на харчаванне, на медыцыну, банальнае знаходжанне ў сваёй краіне. Другі пункт, што людзей вывезлі на тэрыторую Украіны, дзе ідуць баявыя дзеянні. Гэта вельмі моцна ўплывае на іх фізічнае і псіхічнае здароўе. І ўсе гэтыя дзеянні і парушэнні правоў можна назваць злачынствам супраць чалавечнасці з боку рэжыма Лукашэнкі, бо, як мы ведаем, шмат людзей не планавалі выязджаць з краіны і шмат каго пазбавілі дакументаў, былі разарваныя і сацыяльныя і сямейныя сувязі. Гэта яшчэ вялікае пытанне, як людзі будут далей уз’ядноўвацца з сям’ей», — отметила она.
Первая помощь
Беларусские политзаключенные в декабре были вывезены в Украину, а затем переехали в Польшу и Литву. При встрече здесь им была оказана первая помощь, которая включала одежду, средства гигиены, предоставление проживания и т.д.
Только из средств Международного гуманитарного фонда на прием более чем сотни политзаключенных уже израсходовано 211 615 евро. Как сообщили на пресс-конференции на питание ушло 66 199 евро, на жилье — 60 862 евро, на одежду — 37 619 евро, на технику — 13 867 евро, на средства гигиены — 10 470, на витамины и базовые лекарства — 5625 евро, на матпомощь — 8070 евро, другие расходы составили 8903 евро.
«Мы видим, сколько средств Международного гуманитарного фонда было потрачено на один месяц. Эта сумма без учета вклада Freedom House, личного вклада Павла Латушко, вклада волонтеров, BYSOL, Беларусского дома прав человека, «Вясны», Libereco. У этих организаций есть свои ресурсы — финансовые и человеческие», — подчеркнула представительница ОПК по социальной политике Ольга Зазулинская.
Легализация в Польше
Как рассказал зампред ОПК, руководитель НАУ Павел Латушко, в Польше 83 бывших политзаключенных уже подали заявления о предоставлении международной защиты. Латушко поблагодарил представителей польских госорганов за оказание содействия в этом вопросе. Теперь беларусские демсилы и правозащитники просят польскую сторону ускорить процедуру легализации. Сегодня в Польше органы, рассматривающие вопрос легализации иностранцев, перегружены. Принятие решений занимает много времени.
«Мы ведаем з вамі, што вялікая колькасць грамадзян Украіны і грамадзян Беларусі — гэта асноўныя групы — падаюць дакументы на легалізацыю на тэрыторыі Польшчы і адпаведныя ўстановы, абцяжараныя вялікай колькасцю заяў. Але мы звяртаемся да польскіх уладаў з вялікай просьбай паскорыць вырашэнне пытання легалізацыі вызваленых палітзняволеных на тэрыторыі Польшчы. Гэта вельмі важна з пункту гледжання iх сацыялізацыі, магчымасці атрымаць доступ да рынку працы. І гэта таксама вельмі важны з пункту гледжання таго фінансавага цяжару, якую нясуць нашыя праваабарончыя арганізацыі, усе, хто нам дапамагае, простыя беларусы, бо за гэты час трэба канечна ўсіх утрымліваць, забяспечваюць пражыванне, харчаванне, вырашаць бытавыя пытанні», — пояснил Павел Латушко.
Также решается вопрос виз для семей, родственников и близких политзаключенных. С польским МИДом есть договоренность о предоставлении соответствующих списков. Речь идет о национальных визах в рамках воссоединения семей, а также о шенгенских визах для тех, кто хотел бы навещать близких, не по своей воле оказавшихся за границей.
Легализация в Литве
Большая часть политзаключенных, которые приехали в Литву выбрали пути легализации, не связанные с международной защитой, рассказал проектный директор Freedom House Витис Юрконис.
«Большинство из политзаключенных, которые приехали в Литву подавались на национальные визы или на так называемый гуманитарный внж, не пошли через путь политического убежища и международной защиты», — сказал он.
По его словам, многие политзаключенные уже получили легализацию.
«Сложнее с теми, которые не имеют паспортов, но в Литве ВНЖ по гуманитарным основаниям выдается в течение 3-4 месяцев, и те, кто не имеют документов, могут получать паспорт иностранца», — добавил Юрконис.
Визовые вопрос также решаются. По словам Юркониса, даже те, кто приехал в Литву в декабре уже смогли встретиться с родственниками, которые получили шенгенские визы на гуманитарных основаниях.
Что дальше?
Координаторка инициативы Volnyja Вероника Станкевич рассказала, что сейчас будет решаться вопрос с постоянным проживанием.
«Сейчас вся группа проживает в отеле, за исключением тех людей, кто уже уехал к родным. Часть людей, которые остались в Варшаве, также живут уже в шелтерах. И до 20 января вся группа будет расселена по отдельному жилью, которое будет также компенсироваться из средств Международного гуманитарного фонда», — сказала она.
По ее словам, у всех освобожденных есть менторы, которые помогают с адаптацией и социализацией. Работы идут в группах. Также начинается программа по оказании медицинской помощи и реабилитации. Часть бывших политзаключенных уже смогли воспользоваться услугами стоматологии, но основные обследования и лечение будет идти сейчас. Кроме того, для освобожденных уже организовываются языковые курсы. В дальнейшем им будет оказано содействие в трудоустройстве.
В ходе пресс-конференции ее участники также подчеркнули, что проблема поддержки бывших политзаключенных гораздо шире. Наряду с теми, кого вывезли из Беларуси, есть еще и бывшие политзаключенные, которые отбыли свои сроки, но затем по различным причинами самостоятельно выехали из страны. Только в Литву прибыло около 300 человек. Они также нуждаются в поддержке.
В организацию помощи беларусским политзаключенными было вовлечено множество структур: Volnyja, фонд «Страна для жизни», Dissidentby, INeedHelp.by, BYSOL, Freedom House, BCB, Представительство по социальной политике ОПК, Валанцер_кі, НАУ, , волонтерская служба «Вясны», представительство демсил в Киеве, Объединенный переходный кабинет, Офис Светланы Тихановской, Центр беларусской солидарности Беларускі дом правоў чалавека, «Партызанка», «Дапамога», Полк Калиновского, Ассоциация бывших политазаключенных «Да Волі», Association of Political Prisoners of Belarus, Białoruski Związek Solidarności, Беларусский ПЭН, Литовский Красный Крест.


Вот это я понимаю солидарность!