Беларусская экономика входит в 2024 год разбалансированной — BEROC

Главное
Фото: Unsplash.com

Возможности для экстенсивного роста беларусской экономики исчерпываются. Стимулирование спроса и мягкая денежно-кредитная политика не в состоянии обеспечить устойчивое увеличение выпуска из-за высокой загрузки производственных мощностей и дефицита рабочей силы. Рост ВВП Беларуси по итогам 2023 года составит около 4%, однако в следующем году он, скорее всего, замедлится. Экономика остается разбалансированной, инфляционные риски растут, а Нацбанк, наконец, начинает предпринимать противоинфляционные меры. BEROC представил экспресс-анализ работы беларусской экономики по итогам 11 месяцев.

«Мы видим, что стимулирование внутреннего спроса мягкой экономической политикой не в состоянии обеспечить, как, в общем то, и ожидалось, устойчивое расширение выпуска товаров и услуг. Сторона предложения все больше ощущает ограничения со стороны дефицита работников, нехватки производственных мощностей, сложностей в поставках и не может подстраиваться быстро под избыточный спрос. В результате экономика у нас разбалансирована: спрос превышает предложение, и инфляционное давление в такой среде усиливается. Мы видим в этом году ускорение инфляции, а состоянии внешней торговли в целом в текущем году ухудшилось. В декабре, в принципе, мы увидели, что Национальный банк начал реагировать на информационные угрозы и начал применять косвенные инструменты для регулирования роста цен. Однако, по моей оценке, принятых мер пока недостаточно для того, чтобы значимо ограничить инфляционный рост инфляцию в будущем году и купировать проинфляционный риски», — сказал исследователь BEROC Анатолий Харитончик во время брифинга.

По его словам, в последние два месяца ВВП уже не растет такими темпами, как ранее. Напомним, что в январе-ноябре прирост ВВП составил 3,8%. Такие же показатели фиксировались по итогам января-октября. Анатолий Харитончик продолжает указывать на перегрев беларусской экономики. По его оценке, темпы роста ВВП на 2-3% превышают равновесный уровень, при котором не генерируются дибалансы в экономике.

«Этот перегрев экономики означает, что рост ВВП в текущем году, который сложится вблизи 4% по итогам года, лишь частично носил восстановительный характер. Это около 2,5 п.п. из этих 4 п.п. являются восстановительным ростом после спада прошлого года. Еще примерно 1,5 п.п. в целом по году — это результат избыточного стимулирования экономики денежно-кредитной политикой, наращиванием бюджетных расходов, и я называю это импортом перегрева из России», — отметил он.

Экономика в РФ также растет быстрее, чем ожидалось, за счет масштабных бюджетных стимулов, оказывающих влияние в первую очередь на военно-промышленный комплекс.

«В результате в экономике сейчас наблюдается разбалансировка спроса и предложения. Предложение не успевает подстраиваться под избыточный спрос. И это, в принципе, подтверждается загрузкой производственных мощностей. По данным Минэкономики, она у нас достигла 70% в сентябре и с того месяца не росла. То есть оставалась на этом уровне 70% все осенние месяцы. Ключевым ограничителем роста сейчас именно экстенсивного роста является дефицит работников», — сказал Харитончик.

Дальнейший устойчивый рост может обеспечить повышение производительности труда.

«В среде дефицита кадров уже для расширения выпуска производителям необходимо повышать производительность труда, то есть, в общем то, совершенствовать технологии производства. Этот процесс не быстрый. Для его протекания необходимы уже стимулы, которые не связаны с мягкой экономической политикой, а лежат в плоскости института. То есть верховенство права, демократические процедуры выборов, гарантии прав собственности, исполнения контрактов и тому подобное. Но это вряд ли возможно в краткосрочном периоде. И мы видим, что в результате вот этих ограничений на стороне предложения, в первую очередь дефицита трудовых ресурсов, производства товаров, наша промышленность беларусская начинает потихоньку тормозиться», — добавил он.

Анатолий Харитончик также обратил внимание на возможные сложности с наращиванием производства и продаж нефтепродуктов и минеральных удобрений, что может быть обусловлено исчерпанием пропускной способности новых логистических цепочек через российские порты. По его мнению, на это косвенно указывает снижение темпов роста оптового товарооборота после резкого всплеска в августе-сентябре. Например, по данным Белстата, оптовый товарооборот в ноябре снизился на 3% в сравнении с октябрем.

Представитель BEROC также отметил слабую динамику в строительстве. Ослабление заметно и в сфере услуг. Продолжается падение добавленной стоимости в транспорте и IT-услугах. По мнению Харитончика, на показатели сферы услуг также может негативно влиять дефицит рабочей силы.

«Нехватка работников формирует существенные риски для ослабления активности в сфере услуг, даже при сохранении стимулирующей внутренний спрос экономической политики», — отметил он.

В розничной торговле показатели остаются хорошими, что является следствием в том числе роста зарплат и повышения доступности кредитов. Из-за инерции потребительская активность будет оставаться высокой в ближайшие месяцы. Однако в дальнейшем ее импульс будет ослабевать.

Ограничения, имеющиеся в производстве, приводят к росту импорта товаров. В этом году Беларусь вернулась к дефициту внешней торговли товарами: импорт устойчиво превышает экспорт.

Под конец года в Беларуси начали расти темпы инфляции, в ноябре годовая инфляция ускорилась до 5,4%, при этом регулируемые цены уже растут более высокими темпами, что, по оценке BEROC, указывает на возрастающее давление издержек на цены. В условиях регулирования потребительских цен производители товаров и услуг сталкивались с увеличением своих затрат, но при этом не могли свободно поднимать цены. Теперь же приходится согласовывать их повышение.

«По итогам года инфляция у нас сложится в диапазоне 5,5-6%, скорее всего. При этом рост цен имеет предпосылки к повышению в первой половине 2024 года из-за возрастающего давления издержек», — отметил Харитончик.

Правительство будет продолжать сдерживать рост цен. Вместе с тем в Нацбанке, похоже, видят угрозу и стали предпринимать определенные действия. На декабрь была повышена расчетная величина стандартного риска по кредитам для физлиц и юрлиц. Она фактически определяет максимальные ставки по нельготным кредитам. Анатолий Харитончик не исключает, что показатель будет увеличен на январь. Нацбанк также объявил о возвращении постоянно доступных операций по регулированию ликвидности. Кроме того, повышен норматив отчислений банков и НКФО в фонд обязательных резервов от привлеченных средств в иностранной валюте на 2 п.п. до 18%. Эта мера, по мнению представителя BEROC, скорее направлена на изъятие избыточной ликвидности, чем на дедолларизацию, а действия регулятора в целом — на то, чтобы условия дальне не смягчались, об изменении мягкой политики речи пока не идет.

«Беларусская экономика входит в 2024 год в разбалансированном состоянии с низким потенциалом экономического роста и нависшей угрозой ускорения инфляции и ослабления национальной валюты. То есть экспансионистская экономическая политика в среде дефицита работников, сложности с поставкой уже рекордно загруженных производственных мощностей будет вести не столько к наращиванию выпуска быстрыми темпами, сколько к высокому импорту и повышению инфляции», — резюмировал он.

По мнению Харитончика, в будущем году «здоровым процессом» было бы замедление роста ВВП в пределах до 1% после 4% в этом году. Однако все будет зависит от экономической политики правительства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.news


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: