Создатель платформы «Голос» Павел Либер в пятую годовщину выхода продукта поделился подробностями истории создания проекта, его техническими решениями и значением для беларусов.
По словам Либера, все началось с его поста в Facebook, где он предложил попробовать в IT-стране создать систему альтернативного подсчета голосов. Идея вызвала живой отклик, и вскоре он оказался в штабе Виктора Бабарико, где познакомился с командой «Честные люди». Там ему сказали, что в альтернативный подсчет не верят, но нужна помощь в разработке двух других продуктов — системы децентрализованной помощи людям (платежи с карты на карту) и платформой для наблюдателей.
В штабе он встретил единомышленников-айтишников, которые также размышляли над созданием независимого механизма фиксации голосов. Вместе они собрали команду и решили делать все сами.
Команда «Голоса», по его словам, формировалась на волонтерских началах в чате айтишников, которые собирались до этого «Честными людьми». Над проектом работали более 40 добровольцев, которые для обеспечения безопасности были изолированы друг от друга. Разработчики ввели строгие меры анонимности, включая хэширование номеров телефонов и ограниченный доступ даже внутри проекта.
Платформа была реализована в виде чат-ботов в двух самых популярных в то время мессенджерах Беларуси — Telegram и Viber. Это решение приняло во внимание риски блокировки сайтов. Основными функциями «Голоса» было сделать независимый опрос участников и собрать фото бюллетеней с избирателей для анализа и соотнесения с реальными протоколами.
70% фото бюллетеней обрабатывались автоматически с помощью AI/ML, оставшиеся 30% вручную проверяли волонтеры в изолированной среде с двойной верификацией. Для кросс-идентификации между мессенджерами пользователи вводили номер телефона, который должен был начинаться с +375, но данные сразу хэшировались — даже разработчики не имели доступа к оригиналам.
После того, как власти лишили независимых наблюдателей аккредитации, «Голос» стал одним из немногих способов документально зафиксировать волеизъявление граждан. Продукт получил поддержку от демократических сил, а его база регистраций стремительно росла.
Ключевым моментом стал момент, когда Лукашенко публично упомянул «Голос» в насмешливом тоне, произнеся их слоган: «Не дай украсть свой голос». После этого счетчик регистраций вырос до 1,2 млн человек.
Платформа «Голос» совместно с инициативами «Зубр» и «Честные люди» провела масштабную работу по сбору и анализу данных. Впоследствии те легли в основу отчетов, упомянутых в документе ОБСЕ и направленных в страны, не признавшие Лукашенко легитимным президентом. В «Голосе» проголосовало более 1 миллиона человек и более 500 тысяч прислало бюллетени в течение недели после выборов из-за блокировок интернета.
В своем посте Либер также развенчал несколько мифов. «Голос» не требовал фото с паспортом. Для пользователей внутри Беларуси нужно было прислать только фото бюллетеня с двух сторон (на обороте были подписи комиссии, помогающие определить участок). Второй кейс касался безопасности Viber. Либер отмечает, что на тот момент это уже была иностранная платформа, и среди 500 тысяч пользователей ему известно лишь об одном случай задержания, когда бот оказался в телефоне.
В июле 2020-го Либер получил предупреждение о возможном задержании и экстренно покинул страну. С тех пор домой он не вернулся. После того как он публично рассказал о своей роли в создании «Голоса», команда ограничила его доступ к данным проекта для дополнительной безопасности.
«За все это время база «Голоса» никогда никуда не утекала и более того, после моего публичного заявления об участии в создании продукта, мы с командой приняли решение убрать мой к ней доступ, как человека с высоким риском вернуться в Беларусь в багажнике», — пишет он.
Либер отмечает, что все результаты работы платформы по-прежнему хранятся в публичном доступе.
«Я честно думаю, что доказательства, которые хранятся в «Голосе» в виде фото бюллетеней и протоколов — единственное такое массовое доказательство фальсификаций на выборах в Беларуси. Оригиналы, скорее всего, давно уничтожены. В 2021-м с помощью нескольких добровольцев, была сделана дополнительная модель данных, когда посчитали, что Тихановская набрала 52%+ голосов.
Каждый может относиться к этой модели как захочет. Нашей особенной гордостью является то, что мы не только смогли за все это время уберечь данные, но и команду. Мое лицо пока что остается одним из нескольких публичных лиц, связанных с продуктом. Мы не пушим ничего через «Голос» с 2023 года, чтобы не подвергать людей риску, потому что мы не знаем, где эти люди сейчас находятся», — отметил он.
«Я думаю это был «самый быстрорастущий беларусский стартап» в истории, собравший более миллиона регистраций за 2,5 недели и выполнивший свою главную и очень важную функцию — дать нам всем во время выборов голос», — подытожил Либер.