В первой статье цикла, посвященного влиянию российской пропаганды войны в Беларуси, были описаны источники и «ретрансляторы» прокремлевской пропаганды и обозначены основные направления изменений в ее сюжетных и смысловых линиях, возникшие в связи с подготовкой, началом и ходом полномасштабной агрессии России против Украины. Во второй статье мы рассказали о том, как тематические линии пропаганды, касающиеся внутрибеларусских сюжетов, были сдвинуты на периферию информационной повестки, заместившись «объединительными» и «мобилизационными» сюжетами. В этом продолжении цикла мы представляем антиукраинские нарративы прокремлевской пропаганды в Беларуси во время войны.
Дискредитация, «расчеловечивание» украинцев, отвратительное осмеивание президента Украины Владимира Зеленского, властей Украины и самого украинского государства, гнусные и подлые фейки – вся эта антиукраинская кампания призвана вызывать ненависть и презрение к врагу №1 и оправдать полномасштабную российскую агррессию и соучастие в ней режима Лукашенко.
Большинство этих нарративов ведут свое начало в прокремлевской пропаганде в Беларуси еще с 2014 года, но особенно интенсивно и в наиболее радикальном виде они стали использоваться по мере приближения к началу войны.
Когда нет аргументов или доказательств преступлений «нацистского режима» Украины, навешиваются именно такие, самые радикальные «адские» ярлыки. Потому что именно так действует испытанный пропагандистский принцип: «самая чудовищная ложь, повторенная тысячекратно, в умах толпы становится чистейшей правдой».
«Государство-зверь, – говорит об Украине самый радикальный беларусский пропагандист Григорий Азаренок. – Оно воспевало и восхваляло самые низменные человеческие чувства. Оно поощряло убийства, оно культивировало издевательства» (23.03.2022) >. Он же – на следующий день: «Украина – сатанинское государство. Христос победит дьявола». (24.03.2022) >.
Одновременно с этим президент Украины объявляется чуть ли не глобальным лидером зла, наркоманом, клоуном, «неадекватом» и, конечно, нацистом. При этом у пропаганды не возникает никаких проблем с тем, что, как минимум, «нацистом» Зеленский не может быть в силу хотя бы своего еврейского происхождения (см. антисемитские рассуждения министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в адрес Владимира Зеленского о том, что и «у Гитлера тоже была еврейская кровь») >.
«Зеленский сдает Неньку ляхам в наглую. Неужели наследники Тараса Бульбы его не остановят!? Казалось бы, какое дно еще не пробил «адекватный» наркот, «заботясь» о благополучии украинцев?» («Желтые сливы», 04.09.2022) >.
Это – новый нарратив военного времени, созданный и поддерживаемый для того, чтобы оправдать военные действия (и военные преступления) против «нацистов», совершаемые с целью «денацификации» Украины, например, в уничтоженном Мариуполе. Утверждается, в частности, что существует какой-то «нацкорпус» – гражданское крыло «Азова», который «8 лет целенаправленно создавал нацистские организации в городах на юго-востоке Украины из молодых людей и подростков. Эти структуры, связанные с «Азовом», сейчас составляют костяк теробороны» (Андрей Лазуткин, 21 апреля 2022) >.
Еще одна сюжетная линия: Украина – несвободная и зависимая страна, она находится под внешним влиянием. Запад манипулирует Украиной и контролирует ее, хочет руками Украины ослабить/уничтожить Беларусь и Россию.
«Если только Джо Байден скажет: «Всё, мужики, повоевали, по-русски говоря, морду друг другу набили — давайте прекращайте. Война никому не нужна, она невыгодна», — в течение недели все прекратится.» (Александр Лукашенко, 05.05.2022) >.
«Нынешний украинский режим в качестве гарантов и своего настоящего, и будущего видит только западные страны – но мы прекрасно понимаем, что они сделали с Украиной за два последних десятилетия: активно вооружали ее, разгоняли русофобию, подталкивали Украину к войне.» (Сергей Житихин, 09.04.2022) >.
Наряду с предыдущим пропагандистским тезисом, в головах пропагандистов и обрабатываемой ими аудитории прекрасно уживается нарратив и о том, что Украина сама – угроза и самостоятельно строит агрессивные планы на Беларусь. Ее диверсионные группы якобы мечтают захватить районные центры в Беларуси.
В подтверждение этих вероломных планов в пропагандистских СМИ время от времени появляются такие абсурдные заголовки: «Белоруссия выяснила, что Украина планирует вторжение на территорию Минска» (Ukraina.ru, 27.05.2022) >. Или: «КГБ Белоруссии: западные силы на Украине готовят боевиков для захвата райцентра республики» (Федеральное агентство новостей (РИА ФАН), 11.10.2022). В этой статье пригожинской «фабрики медиа» ФАН председатель КГБ РБ Иван Тертель рассказывает о том, что «западные спецслужбы на Украине занимаются подготовкой около 300 боевиков, чтобы захватить один из райцентров Беларуси». Зачем западным спецслужбам нужен районный городок в суверенном государстве – не раскрывается >.
Это – новая сюжетная линия пропаганды в Беларуси, появившаяся в период подготовки к агрессии против Украины и значительно усилившаяся по ходу войны.
Начиная с октября-ноября 2021 года мифы об Украине, «захваченной нацистами», и требования «денацификации» и «демилитаризации» Украины постепенно затмили по интенсивности высказываний все остальные нарративы как российской, так и беларусской пропаганды. Особенно высокого уровня истерии риторика ненависти по отношению к Украине достигла в первые дни после начала агрессии. В ней ясно и четко прослеживаются призывы к вооруженному вторжению в Украину, к государственному перевороту, смене власти в Киеве и т.д. Основной мотив – Россия нанесла «превентивный удар» по Украине, тем самым остановив агрессию Запада (и НАТО). И если бы она не ударила первой, Запад руками Украины ударил бы по России и Беларуси.
«Сейчас уже всем очевидно, что если бы не началась военная спецоперация в Украине, буквально на следующий день началась бы атака со стороны НАТО руками бандеровцев и неонацистов. Русские солдаты успели, а значит спасли сотни тысяч жизней.» (Людмила Гладкая, 04.03.2022) >
«…А я сейчас вам покажу, откуда на Беларусь готовилось нападение. И если бы за шесть часов до операции не был нанесён превентивный удар по позициям … они бы атаковали наши войска, Беларуси и России, которые были на учениях. Поэтому не мы развязали эту войну, у нас совесть чиста. Хорошо, что начали.» (Александр Лукашенко – на встрече с Владимиром Путиным в Москве, 11.03.2022) >.
«Обвиняют Россию, что Россия агрессор, да и мы заодно. Если бы тогда не началась превентивная специальная операция, то по Беларуси прежде всего был бы нанесен ракетный удар». (Александр Лукашенко, 01.09.2022) >.
«Мы не воюем с украинским народом, и Россия не воюет с украинским народом. Россия противостоит нацизму и в крайнем его проявлении – фашизму. … Я уверена, что вместе с Россией и дружественным нам Китаем мы не дадим нацизму поднять голову и творить свои страшные дела.» (Ирина Луканская, 05.07.2022) >.
Однако, в отличие от российской пропаганды, в агрессивных нарративах беларусских СМИ сложно или почти невозможно найти прямые призывы к убийству украинских граждан и насилию в отношении мирного населения*.
* Сравните с прямыми призывами российских пропагандистов к убийству украинцев, уничтожению Украины, мирных городов, инфраструктуры и пр.: Красовский, Симоньян, Мардан, Соловьев и др., а также аналогичные заявления военных РФ и т.н. «ДНР» и «ЛНР», транслируемые российскими СМИ (см. Губарев и др.). См. также «Топ-100 политических менеджеров Кремля: справочник. Пропагандистская машина Кремля: справочник топ-100 медиаменеджеров, публичных лиц, экспертов и идеологов.» iSANS, август 2022.
Перед войной и в самом ее начале в слабости украинской армии и неизбежном быстром поражении Украины пытались убедить свои аудитории и российские, и беларусские пропагандисты, «военные эксперты», чиновники, генералы, и в этом, кажется, заключалась их главная ошибка. «Украина никогда с нами не будет воевать: эта война продлится максимум три-четыре дня! Там некому будет против нас воевать». (Алекандр Лукашенко в интервью Владимиру Соловьеву, 05.02.2022) >.
Но украинская армия и украинский народ продемонстрировали высокую способность защищать свою страну, а при всеохватывающей военной и экономической помощи всего демократического мира – и побеждать.
Одна из главных сюжетных линий антиукраинской пропаганды в Беларуси состоит в том, что все происходящее в Украине – ни что иное как «гражданская война», в которой по вине «нацистской» власти гибнут мирные люди. Этот нарратив берет свое начало с 2014 года, когда, согласно кремлевской пропаганде, простые рабочие и шахтеры Донбасса восстали против «нацистского переворота» на Майдане в Киеве. Кремлю было легко объяснить военные действия на Донбассе «внутренним конфликтом» в Украине, так как участие российских войск в конфликте никогда не признавалось Кремлем, хотя было очевидным и бесспорным для всего мира. Несмотря на всю абсурдность этого тезиса после полномасштабного военного вторжения России в Украину, прокремлевские пропагандисты продолжают продвигать нарратив о «гражданской войне» и о том, что Украина сама виновата в том, что происходит.
Это утверждает, например, Ольга Шпилевская: «Для меня то, что происходит в Украине, это реальная гражданская война, которая случилась не 24 февраля. Это то, что происходит с 2014 года. Это то, когда людей сталкивают друг с другом, когда людям не дают спокойно жить и развиваться. Это такая гражданская война, которая стерла с лица земли Украину, к сожалению». >
Отметим особый цинизм этого заявления. Оно было сделано не в начале, а в самый разгар войны России в Украине – 30 июля. К тому времени уже был давно стерт с лица земли Мариуполь, в руины были превращены другие города и поселки (Лисичанск, Бахмут), российской армией обстреливалась гражданская инфраструктура, в том числе с территории Беларуси, и самое главное – стали уже широко известны факты зверств и преступлений российской армии против мирного населения Украины.
Подобные заявления о «гражданской войне» и «внутреннем конфликте» облегчают задачу пропагандистов по внедрению еще одного циничного нарратива: обстрелы мирных городов и массовые убийства мирных граждан на захваченных Россией территориях – дело рук самих украинцев и ВСУ.
Еще одна новая линия пропаганды военного времени, возникшая в ответ на появление информации о фактах тяжких военных преступлений российских войск против гражданского населения – отрицание этих преступлений. Речь идет, прежде всего, об убийствах мирных граждан, включая женщин и детей, о пытках, терроре, грабежах, мародерстве, изнасилованиях на временно оккупированных территориях. Данная линия основана на отрицании российских военных преступлений, намеренной дезинформации, фейках, а также на создании конспирологических сюжетов о вмешательстве «третьей стороны».
Пример – массовое убийство гражданских лиц в Буче. Город Буча Киевской области находился под российской оккупацией с 27 февраля по 31 марта 2022 г. После ухода войск РФ на улицах города было обнаружено множество тел мирных жителей, в том числе застреленных со связанными за спиной руками, чему есть многочисленные фото- и видео подтверждения и свидетельства выживших. Среди убитых были женщины и дети >. С самого начала российское руководство и военные отрицали причастность войск РФ к преступлению >.
Беларусская пропаганда не только копировала заявления российской пропаганды, но и сама активно участвовала в кампании дезинформации >.
«Мы знаем, кто организовал эту показуху [в Буче]. Там в основном были англичане, которые на автомобилях… прибыли из Львова, осуществляли съемку в Буче и потом вбрасывали в информационное пространство <…> Поэтому не надо говорить о Буче.» (Александр Лукашенко, 05.05.2022) >.
Суть пропагандистской линии отрицания преступлений согласуется с нарративом «о гражданской войне»: в заявлениях пропагандистов часто проводится мысль, что преступления в Украине были совершены самими украинцами, военнослужащими ВСУ и т.д.
Наконец стоит упомянуть поведение беларусской прокремлевской пропаганды, характерное для периодов войны, которое можно назвать не информированием, а «красноречивым молчанием». Речь идет о замалчивании успехов Украины на полях сражений, в том числе успешного контрнаступления ВСУ, начавшегося в мае-июне 2022 под Харьковом и ставшего большой неожиданностью для штатных беларусских пропагандистов. Очевидно, что их молчание не в последнюю очередь связано с неготовностью к такого рода развитию событий, а также – с отсутствием четких указаний беларусского руководства и кураторов из Москвы.
Особенно хорошо это видно из мониторинга беларусских СМИ, который регулярно публикуется Telegram-каналом независимой инициативы «Беларускі Гаюн». Самый свежий пример – освобождение Херсона Вооруженными Силами Украины в начале ноября 2022 г. Судя по обзору СМИ, в эфире новостей крупнейших беларусских каналов об этой победе ВСУ не было ни одного упоминания:
«Прошла почти половина суток с момента объявления об уходе российской армии из Херсона — города, который полтора месяца назад был включен в состав России якобы навсегда. Как же отреагировала на новость беларусская пропаганда?
Беларусское телеграфное агентство БелТА – 0 сообщений об отступлении ВС РФ.
Советская Белоруссия – 0 сообщений об отступлении РФ из Херсона.
Агентство телевизионных новостей (АТН) – 0 сообщений.
Общенациональное телевидение (ОНТ) – 0 сообщений.»
(«Беларускі Гаюн», 10.11.2022) >.
В следующих статьях этого цикла мы расскажем о том, как изменилась пропагандистская риторика в Беларуси по отношению к Польше, странам Балтии и в целом к «коллективному Западу» после начала войны России против Украины.
Андрей Калих, аналитик iSANS