В первой статье цикла, посвященного влиянию российской пропаганды войны в Беларуси, были описаны источники и «ретрансляторы» прокремлевской пропаганды и обозначены основные направления изменений в ее сюжетных и смысловых линиях, возникшие в связи с подготовкой, началом и ходом полномасштабной агрессии России против Украины. В частности, было установлено, что «внутренние» тематические линии пропаганды, касающиеся беларусских сюжетов, не исчезли в связи с войной, но были сдвинуты на периферию информационной повестки. На первое место вышли «объединительные» и «мобилизационные» линии.
Мотив «союзного государства» России и Беларуси за месяцы войны получил новое, можно сказать, более «бескомпромиссное» звучание. Пропаганда все настойчивее внедряет тезис о том, что успешное будущее Беларуси возможно только в союзе с Россией или в ее составе. Связано это, очевидно, с ростом международной изоляции Беларуси во время войны, введением новых санкций, обрывом последних экономических связей с Европой и, как следствие – растущей политической и экономической зависимостью от России. Пропаганда твердит о том, что только союз с Россией обеспечит государственную и политическую независимость беларусского народа, тем самым защищая его от «ополячивания» > и ассимиляции Западом.
Тезис об «интеграции» стал универсальным ответом на любой вызов: «Я все время слышу: завтра поглощение, завтра инкорпорация [так в оригинале – авт.] … 30 лет прошло. Не инкорпорировали, не поглотили, ничего не увезли. А если уж откровенно, то мы от России получаем все то, что надо суверенному независимому государству.» (Александр Лукашенко, 30.06.2022) >.
Другой распространенный и существовавший ранее образ, получивший мощный импульс в своем развитии после начала войны: Беларусь – часть «русского мира», беларусы – часть русского народа >. В заявлениях пропагандистов подчеркивается нерушимая связь трех славянских народов – русских, беларусов и украинцев, Беларусь провозглашается даже очагом славянской культуры >.
Образ «славянского братства», расколотого и разрушенного Западом, популярен в пропаганде войны. Его не раз использовал в своих речах Лукашенко, сетуя на то, что «мы позволили Западу нас столкнуть друг с другом» >. Но фундамент этому мифу был заложен еще раньше – очевидно, статьей Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев», опубликованной на сайте Кремля и широко обсуждавшейся аналитиками летом 2021 года как идеологическая основа для подготовки к широкомасштабной агрессии >.
Образ «славянского братства» трех народов «работает» и на еще один важный нарратив пропаганды – в войне виновата не Россия, а Запад. Это он столкнул «братские народы» друг с другом, это он готовил нападение и диверсионные атаки против России и строит планы по захвату западных земель Беларуси. Ударив первым по враждебным силам Запада, Путин «возвращает» Украину в историческое лоно славянского единства. Таким образом, миф о «славянском братстве», ставшем жертвой коварного заговора, гармонично встраивается в обоснование т.н. «превентивного удара», нанесенного Путиным в Украине по враждебному Западу и его «нацистским марионеткам».
Логическое продолжение этого мифа: рано или поздно Запад обязательно бросит «обманутую» и «использованную» Украину, которая, по версии пропагандистов, «не нужна Западу ни как член НАТО, ни как член Евросоюза» (Владимир Макей) >. «Запад … подписал окончательный приговор Украине и украинцам, которые для него не более, чем биомасса» >. Выход один – только семья братских народов подберет и примет Украину в распростертые объятья.
Парадоксальным образом сюжет о «братстве» славянских народов развивается параллельно с кампанией охаивания, клеветы и осмеивания Украины, украинских властей и жителей страны, развязанной пропагандой задолго до войны. Из недавно прославляшегося «славянского братства» украинцы оказываются вычеркнуты другими пропагандистами – например, за то, что «отменяют» русскую культуру: «Мы, граждане Беларуси и России, как носители славянского кода нации, не должны допустить снос памятников [в Украине] … Мы никогда и никому не позволим издеваться над белорусским и русским народом…» >
Подробнее об анти-украинской пропаганде в Беларуси мы напишем в следующей статье цикла.
Среди беларусских нарративов пропаганды существуют, как это ни парадоксально, откровенно «антибеларусские». В основном, они направлены на ослабление позиций сторонников Беларуси как национального и независимого государства с целью еще раз подчеркнуть необходимость объединения с Россией. Один из таких продолжающихся нарративов заключается в том, что «история независимой Беларуси является чужой и бесславной» (и его разновидность: «только советский период истории Беларуси является «славным»). Иногда высказываются парадоксальные суждения, например, о празднике Дня народного единства 17 сентября: «Благодаря освободительному походу Красной армии 17 сентября 1939 года Беларусь стала единой и по-настоящему получила государственность. Да, в составе СССР, но благодаря этому нас сейчас знает весь мир!» >.
Из первой лжи следует вторая, тоже не новая: беларусские исторические символы (бело-червоно-белый флаг, герб «Погоня» и др.) – символы наших врагов, чужие, нацистские, бесславные. Те, кто их использует сейчас, а именно – демократическая оппозиция и участники массовых протестов – это коллаборанты, террористы, провокаторы, нацисты. Лукашенко: «На этих флагах кровь каждого третьего белоруса … Там крики людей минского гетто, плач и стон людей, замученных в концлагерях, там позор, предательство и коллаборационизм» >.
10 ноября 2022 года МВД Беларуси признало традиционный патриотический лозунг «Жыве Беларусь!» «нацистской символикой».
Подобная пропаганда ведется режимом Лукашенко с единственной целью – подорвать поддержку демократической оппозиции в стране. На решение этой задачи были направлены основные ресурсы пропаганды с 2020 года. В центре этого нарратива была и остается Светлана Тихановская, победившая на президентских выборах, и объединившиеся вокруг нее демократические силы и активисты, объявленные пропагандой марионетками Запада.
Не обошли стороной пропагандисты и нашу скромную организацию: «Крысиная морда бэчебесия все откровеннее высовывается из-под вуали “демократии, ценностей и свободы” … iSANS — это самая натуральная шпионская подрывная контора, работающая на западные спецслужбы» >.
С началом подготовки к «большой войне» антиоппозиционные нарративы постепенно уступили место намного более резкой, чем раньше, антизападной и антиукраинской риторике и дезинформации.
Еще один «продолжающийся» нарратив, получивший развитие с началом большой войны: Беларусь – надежный защитник России, который «прикрывает западные рубежи для того, чтобы нашим братьям россиянам не был нанесен удар в спину» (Ольга Шпилевская, 14.03.2022) > и никому не позволит «стрелять в спину русскому человеку» (Александр Лукашенко, 03.07.2022) >.
С 2014 года официальная Беларусь заявляла себя как сугубо мирное и даже «нейтральное» государство по отношению к конфликту между Россией и Украиной. На этом обмане самопровозглашенному «президенту» удавалось долго играть, особенно в первые годы вооруженного противостояния на Донбассе, когда под эгидой Минских соглашений в столице Беларуси собирались лидеры европейских стран, а также Украины и России. Но долго водить за нос страны Запада у него не получилось – кровавое подавление мирных протестов в августе-ноябре 2020 показало истинное лицо беларусского «миротворчества». Запад не признал президентские выборы, отвернулся от Лукашенко и ввел масштабные санкции против его режима.
С тех пор пластинка под названием «Запад и НАТО толкают Беларусь к войне» продолжает играть безостановочно:
«Никогда Путин меня не просил: давай, зайди, там кого-то замочи в Украине и прочее. А вот они, Запад, нас толкают в этот конфликт, чтобы разобраться и с Россией, и с Беларусью» (17.06.2022) >.
«Я вправе попросить и потребовать у президента братской России сделать так, чтобы [западные державы – ред.] боялись переступить государственную границу Республики Беларусь. Что я и сделал.» (02.07.2022) >.
Новый сюжет, появление которого связано напрямую с войной: беларусские граждане, сражающиеся на стороне Украины (полк Калиновского, полк Пагоня, батальон Тэрор и др.) – «террористы». Из них пытаются слепить образ «наемников», чьи «диверсионные группы» готовятся «вторгнуться на беларусскую территорию» >. Несмотря на то, что эти граждане никоим образом не нанесли самой Беларуси ущерба и на самом деле действуют в интересах не только украинского, но и беларусского народа, их действия признаны преступными и противоречащими официальной политике. Неудивительно, ведь режим Лукашенко является военным союзником России в войне против Украины и соучастником агрессии, предоставляя территорию, плацдармы, военные аэродромы и другую инфраструктуру Вооруженным силам РФ.
В следующих статьях этого цикла мы расскажем о том, как изменилась пропагандистская риторика в Беларуси по отношению к Украине и к странам Запада после начала крупномасштабной российской агрессии против Украины.
Андрей Калих, аналитик iSANS