Александр Лукашенко начал сегодняшнее совещание по законопроектам о ВНС и избирательной системы с посевной и ценового регулирования. По его мнению, бизнесмены и директора госпредприятий накопили слишком много «жира», поэтому не должны жаловаться на ужесточение регулирования цен.
«Вчера я предупредил первого вице-премьера, который головой за это отвечает. Всем была поставлена задача по выработке мер контроля и регулирования цен. Я хочу, чтобы вы это услышали. Мы должны выработать меры контроля за ценообразованием. Что касается заморозки цен, речь шла до 20 октября или до тех пор, пока не вступит в силу постановление правительства. Еще раз повторяю: никакой речи о тотальной, навсегда заморозке цен не шло. Если кто-то это не услышал. Речь шла о том, что накопили вот столько «жира», и вы меня не убедите, что его нет. Это касается всех: и бизнесменов, предпринимателей, и руководителей государственной формы», — сказал он, передает его пресс-служба.
Лукашенко отметил, что в феврале цены взлетели. Тогда правительство посчитало, что это временный процесс, однако цены пошли расти дальше.
«Что еще надо? Поэтому как человек земной я это прекрасно все понимаю. И мое решение — до сегодняшнего дня не трогать цены, не прикасаться даже рукой — было продуманным и обоснованным. Скажите, кто рухнул до сегодняшнего дня? Никто не рухнул. Кое-кто испугался. Потому что больше на ценах свое состояние создавать не будете. Касается всех: производителей, оптовиков и розничной торговли. Но это не значит, что цены остановлены и завтра они расти не будут. Вот если мы втупую их заморозим, то действительно, прежде всего по кофе, бананам, еще по чем-то в первом приближении цены вырастут, потому что это не от нас зависит. Мы их закупаем. Но для нас это не большой страх. Кто любит кофе — пейте, пожалуйста. Если кофе подорожал — ну, извините, я могу предложить молоко, чай. Я кофе не пью и жив-здоров», — сказал он.
Он также отдельно подчеркнул, что не должно быть никаких бонусов за вход в торговые сети.
«Никаких бонусов в торговле на импорт вообще быть не может. Что значит «Мы у тебя товар возьмем и поставим вот на эту полку, если ты нам что-то приплатишь?». Взятку дашь! Упаси вас господь. Ни на импорт, ни на наши товары никаких бонусов быть не должно», — сказал он.
Лукашенко добавил, что регулирование цен не должно поставить на паузу экономику.
«Я вижу жуткое давление на вас прежде всего, но уже и на меня начали выходить: «Ах, на паузу экономику поставили». Какая экономика на паузу поставлена? Я вас потом поставлю на паузу. Четко должно быть: ты пришел в торговлю работать — работай, приветствуем. Мы тебе помогали, тебе землю дали, кредиты дали, чтобы построить предприятия, ты принял людей на работу — ты за них прежде всего отвечаешь. Пожалуйста, работай. Правила вот такие. Мы в убытки тебя не загоняем, потому что это нам во вред. Но если ты не понимаешь требования государства, парень, тогда нам не с тобой», — сказал он.
Он допустил, что торговлю немного распустили.
«И если там плохо — это зависит от нас, значит, мы их распустили. Значит, там неправильные команды. Эти уже «бюргеры» из-за границы звонят, дают команду: «Вы тут смотрите, это же там Президент не такие решения принял». Они уже начинают продавцов обычных настраивать против власти. Органы власти соответствующие команды получили. Еще раз подчеркиваю: речь не идет о том, чтобы заморозить и сидеть руки сложив, а потом кивнуть на кого-то. Нет. Мы должны это взять под контроль», — добавил он.
Лукашенко попутно раскрыл «заговор» «бюргеров от торговли».
«И если там плохо — это зависит от нас, значит, мы их распустили. Значит, там неправильные команды. Эти уже «бюргеры» из-за границы звонят, дают команду: «Вы тут смотрите, это же там Президент не такие решения принял». Они уже начинают продавцов обычных настраивать против власти. Органы власти соответствующие команды получили. Еще раз подчеркиваю: речь не идет о том, чтобы заморозить и сидеть руки сложив, а потом кивнуть на кого-то. Нет. Мы должны это взять под контроль», — сказал он.
Лукашенко обратил внимание на несправедливость распределения доходов в торговле. По его словам, владельцы компаний зарабатывают 90-100 тыс. долларов, находясь в Италии, а их продавцы в 270 раз меньше.
«Какие могут быть убеждения и разговоры? Где эта справедливость? Почему такая разбежка?» — сказал он
Лукашенко напомнил, что в большинстве случаев зарплата руководителей госпредприятий ограничена: она не может быть выше средней по предприятию более чем в шесть раз.
«Ладно, в 6 раз от средней зарплаты. А здесь же в 200 раз! Они оформляли премии от прибыли, а не заработные платы», — добавил он.
По его словам, директора сегодня не нищие.
«Что, сегодня директора нищие? Они живут не хуже. На госпредприятиях. А на частных предприятиях вы видите, что происходит. Поэтому в основе должна быть справедливость. Если вы с губернаторами решите, что цены надо подвинуть — да хоть в 10 раз, чтобы эти товары были на полках. Двигайте, но я буду знать, что Снопков и губернатор за это несут ответственность. Мы сегодня вообще не контролируем этот процесс. Ходим толпой: депутаты, профсоюзы, Комитет госконтроля. Не надо толпами ходить, надо выработать систему. А если надо где-то повысить цену — это исключительный случай. Давайте повысим», — добавил он.
Лукашенко также предупредил глав исполкомов на счет сельхозработ. Он предупредил, чтобы они даже не думали заниматься приписками.
«Уборочная кампания у нас закончится, когда последний плуг уйдет с поля и вы поднимете зябь на 100%. И предупреждаю всех губернаторов от попыток что-то там в статистике не то что приукрасить, а из одной графы перенести в другую. Я вас категорически предупреждаю: здесь у вас ничего не получится. Все, что мы должны вспахать в зиму (то, что называется зябью), вы это, пожалуйста, сделайте», — сказал он.
Особое предупреждение получили Гомельская, Могилевская и Витебская области.
«Имейте в виду, губернаторы: головой ответите за эти направления работы. Это касается всех, но просто я вижу, что у вас какая-то расслабуха на востоке наступает. Никаких скидок на то, что Гомельская область у нас, видите ли, такая-сякая или Витебская область бедная. Спрос будет жесточайший. Если вы этого не понимаете, я очень сожалею», — сказал Лукашенко.
Свою строгость он объяснил сложной военно-политической обстановкой.
«Я вам еще раз напомню, почему с моей стороны идет такое давление и спрос. Скажу кратко: не хотите воевать с оружием — боритесь в поле, на заводе и на фабрике. Наша война проходит не через Украину, а через экономику, через нас. Поэтому встряхнитесь, еще раз повторяю!» — сказал он.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: