24 февраля 2022 года Москва пошла на полномасштабное вторжение в Украину. Нападение осуществлялось, если не считать прокси-войска так называемых «ЛНР» и «ДНР», силами почти исключительно кадровых частей постоянной готовности, а также различного рода другими контрактниками. Но прошло 7 месяцев — и кремлевское руководство впервые с 1941 года объявило мобилизацию сотен тысяч человек, чтобы отправить их на войну с Украиной.
Что же случилось? Подводим итоги очередных 30 дней войны, отмечая основные тенденции в развитии ситуации на линии фронта и вокруг нее.
От «блицкрига» к стабилизации
В феврале 2022 года Москва начала широкомасштабную агрессию против Украины, атаковав ее практически со всей подконтрольной РФ территории. Кроме того, группировка войск Московии атаковала Киев с территории Беларуси. Так президент РФ Владимир Путин при соучастии называющего себя президентом Беларуси Александра Лукашенко развязали самую крупную и кровопролитную войну в Европе с 1945 года.
Однако в марте наступление на Киев было отражено, а на других направлениях войска оккупантов стали испытывать недостаток сил. В итоге военное командование РФ полностью вывело свои войска из-под Киева, Чернигова и Сум, перебросив их для наступления в Харьковской, Донецкой и Луганской областях. Также пришлось отводить войска из-под Николаева после неудачных попыток окружить и захватить город.
Усилия захватчиков с апреля были сосредоточены на взятии Мариуполя, наступлении на Донбассе и, частично, в Харьковской области, откуда московиты пытались бить с севера во фланг украинской группировки.
Мариуполь был в итоге захвачен в мае, украинские войска на Донбассе несколько попятились — где на несколько километров, где на 20-30 километров за полгода войны. Однако, несмотря на значительное превосходство в артиллерии, танках и авиации, войскам РФ не удалось разгромить украинские войска или подорвать их боевой дух.
Московская пропаганда говорила о том, что вооруженные силы РФ «перемалывают» украинские части. Но тяжелые потери понесли и украинская, и московитская армии. К исходу июля силы сторон застыли в шатком равновесии, а в августе линия фронта практически не изменилась.
Война на истощение
За весну и лето армия московитов оказалась обескровлена в заметно большей степени, чем украинское войско. Добровольцев рисковать жизнью в несправедливой агрессивной войне на чужой территории Москва находила все меньше (вербовка началась даже среди заключенных), выросло количество «отказников». За шесть месяцев было потеряно много самой современной техники — танки Т-72Б3 и Т-90М, БМП-3, БМД-4, БТР-82, самоходной и буксируемой артиллерии.
Постепенно им пришлось переходить на все более устаревшие системы вооружений.
«Корпуса НМ ЛНР и ДНР за прошедшие месяцы СВО столкнулись с нехваткой БК на свой основной 122-мм калибр и перешли на 152-мм орудия Д-20… Сейчас же происходит повторный переход, на ещё одну артсистему. Думаю, скоро все увидят этот ад в новостях и роликах «с полей». Разумеется, не от хорошей жизни, а от того, что ВС РФ, оценив перспективу, решили самые годные Д-20 и боекомплект к ним оставить себе. А артиллеристы НМ ЛНР и ДНР (де факто — самые опытные артиллеристы русской армии сейчас) будут воевать увидите чем», — пишет боевик «ЛНР» Андрей Морозов.
Д-20 — буксируемая пушка-гаубица, которая была разработана в 1947 году и снята с вооружения армии РФ. Они поступали летом на вооружение войск российских прокси-формирований, а теперь, очевидно, ими будут вооружать и собственно артиллерийские части ВС РФ. Также в армии РФ были замечены танки и другая бронетехника старых модификаций.
В то же время украинские части не испытывали заметных проблем с пополнением. Более того, Украина имеет возможность уже многие месяцы полноценно обучать новые подразделения на полигонах в Британии и ЕС, где новобранцам не угрожают ракетные удары РФ. Одновременно украинская армия получает все больше современного вооружения стандартов НАТО — от стрелкового до артиллерии, ПВО и (пока?) легкой бронетехники.
Как мы и ожидали в прогнозе за прошлый месяц, Москва, понеся тяжелые потери, потеряла способность успешно проводить крупные наступательные операции. Локальные успехи РФ оставались очень ограниченными и не становились фундаментом для оперативных успехов.
Операция отвлечения внимания
Месяц назад мы прогнозировали возможный перехват инициативы украинской армией. В конце августа-начале сентября он и произошел.
Украинское руководство широко объявило о будущем освобождении Херсона от московской оккупации и начало там активное использование полученной из США ракетной и ствольной артиллерии. Тут начались еще в августе локальные атаки украинских войск (в которых приняли участие и беларусские добровольческие батальоны).
В августе же начались нешуточные украинские удары ракетами и беспилотниками по Крыму, что еще в большей степени приковало внимание Москвы к южной части линии соприкосновения.
Таким образом украинские генералы заставили московский Генштаб перекинуть на самый юг фронта большую часть резервов, причем из некоторых наиболее боеспособных соединений РФ.
В частности, под Херсон отправились части ВДВ и спецназа. Однако в сентябре они оказались там в ловушке — их загнали на правый берег полноводной реки Днепр, а потом украинцы фактически уничтожили за их спиной все мосты, по которым можно было бы впоследствии отступить.
По сути снабжение этой немаленькой российской группировки «висит» только на паромных переправах, которые периодически уничтожаются украинской артиллерией.
Прорыв на севере
Основной удар украинские войска нанесли на противоположном участке фронта — в Харьковской области. Сконцентрировав там свежие силы, 6 сентября украинцы пошли в атаку под городом Балаклея и сходу прорвали оборону московитов.
При этом, если верить описаниям очевидцев, украинцы не ввязывались в долгие бои в городской застройке, чем часто занимались их противники, а только блокировали подразделения оборонявшихся и быстро шли вперед, наводя панику и уничтожая логистику врага.
Моральный дух 1-й гвардейской танковой армии РФ, которая тут держала оборону, был сломлен неожиданным ударом, оккупанты в беспорядке бежали, оставляя украинцам зачастую полностью исправную ценную боевую технику.
Российская авиация не смогла нанести заметного ущерба наступающим колоннам украинских войск, еще раз подтвердив, что, несмотря на подавляющее количественное превосходство, она не имеет реального превосходства в воздухе над Украиной.
Брошенные танкистами ВС РФ танки Т-80БВ и другая военная техника:
Предположительно в ходе хаотического отступления ВС РФ потеряли тут 102 танка, 108 БМП, 86 БТР и 66 артиллерийских орудий, причем значительную часть из них ВСУ захватили неповрежденными. Была освобождена значительная территория, захвачены сотни пленных.
Известный российский военный блогер Александр Арутюнов даже объявил конкурс на лучшее объяснение того, зачем бросать исправные танки, если на них легче убегать, чем пешком. Процитировать его запись мы не сможем из-за обилия ненормативной лексики.
Другие военные и околовоенные российские блогеры задавали вопросы о том, не стоит ли у «придворных» дивизий 1-й гвардейской танковой армии (таких как Кантемировская и Таманская) отобрать звание «гвардейских» и право ходить на 9 мая парадом на Красной площади.
Украинские войска достигли на востоке реки Оскол, взяли город Купянск, в том числе и его восточную часть 16 сентября, что дает им возможность после передышки возобновить наступление. Был освобожден город Изюм, идут бои за освобождение города Лиман.
Но… наступление и на юге
Наступление украинцев на Херсон, как мы уже писали, было широко анонсировано задолго до наступления под Харьковом, и притянуло в мышеловку на правом берегу Днепра одни из наиболее боеспособных частей московитов.
Отдельные атаки там начались 29 августа, однако они не остановились после начала Харьковского наступления. Быстрых прорывов там украинцам достичь не удалось, были достигнуты только локальные успехи.
Беларусский батальон «Террор» идет в атаку на Херсонщине:
«Украинское контрнаступление в Херсонской области тем не менее продвигается, и российские силы, видимо, скорее пытаются замедлить его и отойти на лучшие позиции, чем полностью остановить. Постоянные удары по российским наземным коммуникациям через Днепр, вероятно, имеют все большее влияние на российское снабжение на правом берегу… Украинские силы могут освободить значительную часть, если не весь запад Херсонской области в ближайшие недели», — отмечал Институт изучения войны.
Серьезность ситуации под Херсоном для войск московитов подчеркивает то, что именно тут Москвой впервые были использованы поставленные Ираном дроны-камикадзе.
«Референдумы» и мобилизация в РФ
После таких «успехов» на поле боя, которые показали, что кадровая армия Московии в Украине стоит на грани поражения, несмотря на подпорки в виде войск «ЛНР», «ДНР», различного рода добровольцев и псевдо-ЧВК, Кремль пошел на решительные шаги.
С одной стороны, Москва объявила о проведении «референдумов» на оккупированных территориях Украины о присоединении к РФ. Очевидно, это с одной стороны имеет целью угрожать применением ядерного оружия в рамках «обороны территории России», а с другой стороны — позволит ввести около 100 тысяч солдат срочной службы ВС РФ на эти территории (ранее Путин обещал не использовать срочников в Украине).
Маловероятно, что за этим «волеизъявлением» стоит нечто большее, чем пара десятков снятых для российского ТВ сюжетов. Пока ни одна страна мира не заявила, что направляет наблюдателей и планирует признать результаты этого фарса.
Также Путин объявил «частичную мобилизацию». В документах параметры мобилизации не были прописаны, лишь в разъяснениях министра обороны РФ Шойгу было названо число 300 000 и прозвучали обещания брать только «определенные специальности и с боевым опытом».
Поджог военкомата в Урюпинске:
Однако в реальности все оказалось несколько иначе — военкоматы начали грести всех подряд, что уже вызвало массовые протесты в Москве, Дагестане, поджоги военкоматов в ряде регионов РФ. Сотни тысяч мужчин побежали из Московии, чтобы не попасть на войну.
Глава Чечни Рамзан Кадыров вообще заявил, что в «его» регионе мобилизации не будет, при этом осудив уклонистов от мобилизации.
Сомнительно, что мобилизация запасников-московитов в условиях нехватки снаряжения, оружия, боевой техники и средств для обучения заметно изменит ситуацию на линии фронта.
Таким образом, седьмой месяц войны стал временем, когда Украина действительно перехватила инициативу боевых действий у Кремля, вынудив его пойти на беспрецедентный шаг, чреватый обострением в самой РФ.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: