Насилие порождает насилие. Силовой сценарий как результат безысходности

Главное
Photo by Paul Einerhand on Unsplash

Часть беларусского общества, столкнувшись с террором и несправедливостью, уже не видит путей мирного разрешения политического кризиса. Ответное насилие в их глазах больше не выглядит неприемлемым сценарием. Это результат действий властей, которые вплотную подвели Беларусь к пропасти гражданской войны.

Политики следуют в кильватере общественных настроений. Радикализировались не политические лидеры, по крайней мере, далеко не все. Радикализировалась часть беларусского общества. И этому есть причины.

Социологи уже обращали внимание на опасный раскол: ярые сторонники и противники власти в нынешней Беларуси очень не любят друг друга. И эта взаимная неприязнь все ближе к тревожной и небезопасной точке.
К расколу привели август 2020 года и последующие за ним события. Тотальное подавление инакомыслия, насилие без закона, расчеловечивание оппонентов многочисленными государственными пропагандистами – все это развязывает руки тем, кто готов применить ответное насилие.

Возможно, остановись власть в том августе, не доводя до тотальных зачисток и посадок, до массовой эмиграции из страны, дело не зашло бы так далеко. С точечными репрессиями общество, может быть, и смирилось бы. Но Александр Лукашенко и его окружение выбрали иной путь – машина террора была запущена и по сей день не сбавляет обороты. Ханна Арендт писала, что насилие разрушает власть. Но оно разрушает и общество, против которого направлено. Власть перегнула палку. Рано или поздно это должно было породить у части несогласных желание дать «зеркальный ответ».

Понимают ли пропагандисты, выплевывающие с телеэкранов проклятия и призывы убивать, что это может спровоцировать у кого-то желание поступить так же и с ними самими? И в глазах части общества такое решение становится справедливым и легитимным? Погромы способны привести лишь к ответным погромам.

Другая сторона прикладывает больше усилий для того, чтобы удержать себя в рамках. Независимые СМИ не позволяют себе подобных призывов. И все же в глазах некоторых активистов разные там «ябатьки» тоже превращаются в аморфную массу, которой уже «не жалко».

Отпечаток наложил и российско-украинский конфликт. Война сама по себе стирает грань дозволенного – приемлемым становится то, что в мирной жизни невозможно было себе представить. Жестокость одной стороны порождает ответную жестокость. Принцип «око за око» становится преобладающим, быстро стирая с общества и отдельных его представителей «налет цивилизации». Беларусские власти стали соучастниками агрессии. Они содействовали гибели многих украинцев, ракеты с беларусской земли несли смерть. Это тоже опустило планку возможных ответных мер, на которые готовы пойти некоторые оппоненты режима.

Градус взаимной ненависти растет. Это уже не наивные и бессильные лозунги бчб-девочек и мальчиков «Не забудем, не простим». Проблема гораздо серьезнее, ведь раньше силовой вариант революции в Беларуси рассматривался единицами. Теперь он становится если не мейнстримом, то довольно популярным сценарием. Речь о том, что этот путь становится все более востребованным.

Два года назад многие из них на акциях протеста снимали обувь, чтобы не пачкать лавочки. И мирно требовали перемен. Сегодня эти же люди с оружием в руках защищают Украину и готовы голосовать за силовой сценарий. Это самая яркая иллюстрация пути, который беларусское общество прошло за последние два года. Мирный протест не был услышан. Он был растоптан. Поэтому вина за нарастающее противостояние лежит только на власти, которая отказалась вести диалог. Выбрала путь насилия, подталкивая к нему и своих оппонентов. Ответное насилие некоторым видится панацеей. В том числе – и от безысходности.

Дальнейшая радикализация действительно может в какой-то момент перерасти в настоящее противостояние. В начале зимы 2021 года в разговоре с коллегой мы пришли к выводу о том, что ощущаем себя в Европе лета 1939 года, на пороге большой войны. Но даже в том далеком 1939-м мало кто мог предсказать ужасы последующих лет. А они оказались реальностью. Во многом потому, что представлялись обществу невозможными.

Беда в том, что механизм запуска гражданской войны уже взведен. Часть граждан Беларуси уже не видят вариантов мирного решения противостояния. А режим не намерен останавливаться. Чем дольше будет продолжаться государственный террор, тем больше может становиться сторонников у силового сценария. Причем с обеих сторон. Процессы пойдут лавинообразно. Просто потому, что насилие порождает насилие.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.by


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: