Специальный докладчик ООН по вопросу о правах мигрантов Фелипе Гонсалес Моралес сделал заявление по итогам своего визита в Польшу и Беларусь для оценки ситуации с мигрантами и беженцами в обеих странах. В документе, опубликованном на сайте Офиса верховного комиссара ООН по правам человека, содержатся упреки в адрес обеих стран. В частности, спецдокладчик сравнил нахождение мигрантов в ТЛЦ в Брузгах в конце прошлого года с содержанием под стражей.
Фелипе Гонсалес Моралес отметил, что в Беларуси он смог встретиться с представителями государственных органов, БКК. Он выразил сожаление, что ему не удалось поговорить в Беларуси с мигрантами, которое пытались преодолеть границу с Польшей.
«Хотя я ценю возможность встретиться с различными правительственными учреждениями Беларуси, я сожалею, что мне не удалось встретиться в Беларуси ни с одним из мигрантов, пытавшихся пересечь границу с Польшей. У меня была возможность обменяться мнениями с представителями нескольких местных организаций гражданского общества, оказывающих гуманитарную помощь мигрантам, но, к сожалению, мне не удалось найти ни одной местной беларусской организации гражданского общества, занимающейся мониторингом и отчетностью о ситуации с правами человека мигрантов. Это, кажется, отражает более серьезную тревожную проблему отсутствия гражданского пространства и критики государственной политики в стране», — говорится в заявлении спецдокладчика ООН.
В заявлении также приводятся выводы спецдокладчика об инциденте в районе перехода Брузги-Кузница на беларусско-польской границе в ноябре прошлого года. Фелипе Гонсалес Моралес отмечает, что хотя беларусская сторона неоднократно утверждала, что появление на границе около 2500 мигрантов было для нее неожиданностью, ему не были предоставлены убедительные доказательства того, что положение мигрантов на границе в значительной степени не является следствием ряда преднамеренных действий беларусских властей. В частности, спецдокладчик отмечает, что в 2021 году в короткие сроки были упрощены процедуры для получения туристической визы для граждан Ирака, оформлялись групповые визы.
«Кроме того, я узнал, что беларусская пограничная служба была полностью осведомлена о группе мигрантов численностью около 2500 человек, которая подошла к границе с Польшей по дорогам в непосредственной близости от главного поста пограничной службы. Они прошли через ряд ограждений на беларусской стороне, и хотя существует запрет на въезд в 200-метровую зону вблизи границы, группа из 2500 мигрантов сделала это без каких-либо препятствий со стороны пограничников. Надо отметить, что, несмотря на несколько запросов, я не получил от властей точной информации о протяженности пограничных заграждений на территории Беларуси», — говорится в заявлении.
Вместе с тем в нем отмечается вклад БКК в оказание гуманитарной помощи мигрантам на границе, а затем в ТЛЦ около пункта пропуски «Брузги». Гонсалес обращает внимание на то, что «после истечения срока действия 30-дневной туристической визы большинству мигрантов, укрывшихся в ТЛЦ, не разрешалось покидать объект, кроме как в направлении Польши». Исключения делались для тех, кто «согласился вернуться в свои страны происхождения, либо был принят для воссоединения семьи в третьей стране, либо подал прошение о предоставлении убежища в Беларуси, что казалось непривлекательным вариантом». По мнению Фелипе Гонсалеса Моралеса, нахождение мигрантов в ТЛЦ было близко к содержанию под стражей.
«Меня особенно беспокоит то, что мигранты, в том числе женщины, беременные женщины и дети, де-факто содержались под стражей в ТЛЦ от нескольких недель до нескольких месяцев. У многих из них не было дома, куда можно было бы вернуться, и не осталось денег», — написано в заявлении.
Спецдокладчик также выразил сожаление, что беларусская сторона в полной мере не воспользовалась опытом ООН для проектирования и повседневной работы центра, а международные организации не получили доступ к приграничной зоне.
Он обеспокоен изменениями в законодательство Польши, которые позволяют пограничникам выдворять мигрантов.
«Я глубоко обеспокоен законодательной базой, позволяющей польским пограничникам систематически проводить задержания, в том числе женщин и детей, в нарушение международного права в области прав человека», — говорится в заявлении.
В нем также говорится о том, что польские суды в основном определяют задержанных мигрантов, которым все-таки удается подать прошение о предоставлении убежища, в закрытых учреждениях, в то время как есть возможность размещать их в других местах.
«Дети и другие уязвимые лица не должны оставаться взаперти только из-за их миграционного статуса. В Польше существуют альтернативные варианты приема и ухода», — отметил спецдокладчик.
Фелипе Гонсалес Моралес также отметил факты насилия в отношении мигрантов со стороны пограничников с обеих сторон.
«Меня особенно беспокоят утверждения о применении насилия пограничниками обеих сторон, толкающими мигрантов туда-сюда. Хотя оба государства отрицают это, я собрал свидетельские показания и доказательства как внутри страны, так и за ее пределами. Мигранты африканского происхождения относятся к числу наиболее пострадавших. Аналогичные утверждения о применении насилия со стороны беларусских правоохранителей прозвучали в моем заявлении по завершении моего визита в Беларусь», — заявил он.
По его словам, беларусские власти задокументировали четыре случая гибели мигрантов на границе, польская сторона расследует 10 смертельных случаев. Фелипе Гонсалес Моралес призвал обе страны сотрудничать в таких расследованиях. Он также считает, что количество погибших может быть больше.
«Согласно открытым источникам, в 2021 году в лесу погибло не менее 19 мигрантов, многие до сих пор остаются пропавшими без вести. Положение мигрантов на границе отражает геополитический кризис в регионе. Мигрантов нельзя использовать или приносить в жертву», — заявил спецдокладчик.
Он подверг критике польскую инициативу по строительству забора.
«После приостановки беларусскими властями виз для целевых национальностей в ноябре 2021 года и закрытия Временного логистического центра на беларусской стороне в марте этого года ситуация на границе, похоже, успокоилась. Однако, как подтверждают несколько источников, некоторые мигранты остаются в лесу и подвергаются «выталкиванию». Кроме того, Польша завершила строительство 5-метрового стального забора с колючей проволокой через заповедный лес вдоль границы с Беларусью. Я боюсь, что установка забора не удержит людей от попыток пересечь границу, а просто повысит уровень опасности и потенциально усугубит гуманитарное положение мигрантов, застрявших между двумя границами», — подчеркнул Фелипе Гонсалес Моралес.
Спецдокладчик ООН призвал Польшу пересмотреть свое законодательства и обеспечить мигрантам доступ к процедурам предоставления убежища. Также он призвал обе страны предоставить гражданскому обществу полный доступ к приграничной зоне.
«Я призываю Польшу и Беларусь предоставить гражданскому обществу и независимым механизмам мониторинга полный доступ к приграничной зоне. В связи с этим было бы важно обеспечить сильную и независимую роль местного гражданского общества в обеих странах, а также позволить международным организациям гражданского общества проводить мониторинг на местах», — говорится в заявлении.
В документе также содержится оценка усилия беларусских и польских властей по приему беженцев из Украины. Спецдокладчик отмечает усилия польского правительства, но также он акцентировал внимание на том, что все беженцы должны иметь равный доступ к такой помощи.
«Даже те, кто бежал от той же войны, хотя все они были допущены к въезду в Польшу и получили помощь от государства, граждане третьих стран не защищены той же правовой базой. Люди с особой уязвимостью, в том числе с неурегулированным миграционным статусом, сталкиваются с повышенными трудностями в получении вида на жительство и надлежащего жилья. Я с обеспокоенностью отмечаю, что этот двойной стандарт привел к возникновению чувства дискриминации среди граждан третьих стран», — заявил Гонсалес Моралес.