1 июня 2022 года в Беларуси принят новый закон о государственной службе. Большая часть его положений вступит в силу 1 сентября. Что это означает для наших чиновников и для граждан? Об этом в комментарии исследовательского центра BIPART для Reform.by
Предыдущий закон действовал с 2003 года. В новом, несмотря на большое количество изменений и системный подход к госслужбе, нет концептуальной смены системы государственного управления. Еще больше ужесточается монолитность «вертикали власти», фактически превращая чиновников в гражданскую армию.
В новом законе несколько изменились принципы, на которых строится госслужба: принцип «гласности» заменен на принцип «открытости и прозрачности»; добавлен принцип «эффективности». И исчезли несколько старых принципов: принципы «гуманизма и социальной справедливости», «единства системы государственной службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную», «добровольности поступления граждан на государственную службу». Как к этому относиться? Не имеем ничего против замены слова «гласность», от которого веет временами перестройки, на более понятные «открытость и прозрачность». Но вот удаление трех старых и вроде бы важных принципов настораживает: ладно там добровольность поступления, это и так вроде понятно, но почему гуманизм, социальная справедливость и особенно единство госслужбы в контексте разделения властей не нашли отражения в новом законе – не совсем понятно. Можно предположить, что новая госслужба предполагается монолитной и вертикальной. Но посмотрим далее.
Определения госслужбы в обоих законах практически совпадают. Новый закон, правда, закрепляет то, что госслужащий всегда представляет госорган, и сам по себе обладает определенными полномочиями в пределах полномочий этого органа. То есть у нас теперь есть не только органы, «уполномоченные заявлять», но и живые люди.
Одно из главных новшеств закона-2022 является то, что госслужба представлена в виде единой системы, которая включает три вида: государственную гражданскую службу, военную службу, службу в военизированных организациях, к которым относится, например, Следственный комитет, органы финансовых расследований КГК и др. Однако закон касается в основном гражданских госслужащих. Деятельность людей на военной службе и на службе в военизированных организациях, как и прежде, регулируется специальными документами. Однако требования к работе гражданских госслужащих теперь сближены с требованиями к служащим военных и военизированных организаций. Усилены требования к дисциплине и ответственности гражданских служащих, введено определение понятия служебной дисциплины. Введены новые меры дисциплинарного взыскания, а также можно будет применять «иные меры дисциплинарного взыскания, установленные законодательством». Грубо говоря, теперь вся госслужба должна жить «по военному уставу». Понравится ли гражданским госслужащим такое ужесточение – вопрос.
Отдельно рассматривается вопрос этики поведения. В новом законе закреплены общие требования к этическому поведению гражданских служащих – это 18 правил, которые они должны будут выполнять вне зависимости от занимаемой должности. Во внеслужебное время гражданские служащие также должны будут следовать высоким нравственным принципам и нормам поведения. Помимо этого, они должны быть осторожны при ведении личных аккаунтов в социальных сетях, чтобы там не было запрещенной для распространения информации и «сведений, способных нанести ущерб их персональной репутации и авторитету власти в целом». Как оценивать, что именно способно нанести такой ущерб, а что нет – тоже остается вопросом. Видимо, проще не писать в соцсети вообще ничего существенного.
Для чиновников важным будет то, что обновлена система классов. Теперь будет присутствовать высший класс (разделенный на три ранга) и девять обычных классов (ранее был один высший и 12 обычных). Есть специальная таблица для «перевода» классов из старого закона в новый. А еще у чиновников теперь будут нагрудные знаки.
При поступлении на госслужбу теперь смогут запрашивать всякие дополнительные документы. Сокращают длительность испытательного срока до трех месяцев максимум (ранее было от 3 до 6 месяцев). Кроме того, стало больше оснований для того, чтобы брать без испытательного срока вообще.
Стало больше оснований для отказа в приеме на госслужбу. Теперь в качестве такого основания присутствует, в частности, гражданство другого государства (за некоторым исключением). Ранее запрет действовал только для людей, у которых отсутствует гражданство Беларуси. То есть госслужба теперь закрыта для людей «с двумя паспортами». Запрещается прием на гражданскую госслужбу людей, уволенных по любым дискредитирующим обстоятельствам, в течение 2 лет после такого увольнения (это всем известные «списки»). Если же должность включена в кадровый резерв – то в течение 5 лет после такого увольнения.
Ограничен до 5 лет срок, в течение которого можно оставаться на госслужбе после достижения пенсионного возраста. Но это не касается должностей из кадрового резерва – там ограничений нет.
Новый закон устанавливает для всех гражданских служащих ненормированный рабочий день без предоставления дополнительного отпуска.
В отличие от старого закона, теперь установлена периодичность повышения квалификации или стажировки. По общему правилу они будут проходить один раз в три года, но не реже одного раза в пять лет.
Присутствуют дополнительные материальные бонусы: постановка на учет «на квартиру», право на арендное жилье (перечень должностей и порядок предоставления будут определяться президентом). Увеличены надбавки за выслугу лет: так, при наличии стажа гражданской службы от 3 до 8 лет надбавка составит 25% расчетного должностного оклада (ранее 15%); от 20 лет – 40% расчетного должностного оклада (ранее 30%). К слову, статистику по доходам госслужащих в последнее время стали скрывать, так что в цифрах это увеличение широкая публика, вероятно, и не увидит. Есть и нематериальный бонус — «занесение на Доску почета». А вот «досрочное присвоение очередного класса государственного служащего по занимаемой должности» как мотивирующий фактор исключили.
Особое внимание в новом законе уделяется кадровому резерву главы государства. Теперь это не просто список руководящих должностей, а система учета, в которой установлен особый порядок подбора, в том числе специальные требования к деловым и личностным качествам. Если прошлый закон содержал порядок формирования кадрового реестра и проверки сведений, то новый закон отдает это на откуп президенту. Также отбросили пункт о том, что запрещается сбор информации о личной жизни кандидатов и членов их семей. Теперь это проверять можно, как и принадлежность к какой-либо вере, церкви, партиям и общественным объединениям с политическими целями. Предполагаю, что без такой проверки и ранее не обходилось, но теперь это закреплено законодательно. К должностям из кадрового реестра прилагается особа дисциплинарная ответственность. Люди, которых назначают на должности из этого резерва, не будут проходить конкурс, не будут сдавать экзамен и не будут находиться на испытательном сроке.
Резюмируя, можно сделать следующий вывод. Несмотря на достаточно большой объем изменений, введенных новым законом, все они являются несущественными и не направлены на концептуальную смену системы государственного управления. Новый закон 2022 года не ознаменовал начало развития беларусской системы госслужбы в сторону современных тенденций. Так, в то время как одной из главных таких тенденций является построение государственного управления, основанного на правах человека, эффективности государственного управления, поощрения инициативы и профессионализма, законодатель идет в противоположную сторону, ограничивая госслужащих в праве на тайну личной жизни, защиту персональных данных, свободу мнений, убеждений и их свободное выражение.
Сближение принципов несения гражданской и военной службы, фактическое объединение их в одну систему, введение понятия служебной дисциплины, исключение принципа гуманизма и социальной справедливости – все эти изменения еще в большей степени сводят функции госслужащих к необходимости неукоснительного исполнения регламентов и приказов, блокированию инициативы. Красноречиво и снижение уровня необходимости и длительности испытательного срока, что фактически означает, что снижены требования к оценке профессиональных и личных качеств госслужащего. Во-первых, такое изменение является показателем еще большего снижения уровня престижа и доверия к системе государственного управления, во-вторых, в совокупности с остальными факторами приведет к снижению качества госуправления.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: