Доклад ICAO подтверждает причастность беларусских властей к захвату самолета Ryanair

Главное
Иллюстрация Reform.by

Совет Международной организации гражданской авиации (ICAO) оперативно опубликовал доклад о расследовании по инциденту в воздушном пространстве Беларуси в мае прошлого года с участием рейса FR4978 компании Ryanair. Что нового в этом отчете, и какие последствия могут ожидать беларусские власти?

Доклад дополнен информацией и материалами, а также показаниями и аудиозаписями минского авиадиспетчера, назначенного на рейс. Сделанные выводы дали основания Совету ICAO осудить Беларусь за «акт незаконного вмешательства». Совет признал, что угроза взрыва на борту рейса FR4978 Ryanair была заведомо ложной. А преднамеренное сообщение заведомо ложных сведений, которое создает угрозу безопасности воздушного судна в полете, является преступлением.

Первый доклад ICAO об инциденте с самолетом Ryanair был представлен в январе 2022 года. Он основывался исключительно на данных, которые страны представили в распоряжение организации и, по сути, содержал лишь перечень фактов и событий дня 23 мая 2021, когда рейс FR4978 «Афины — Вильнюс» компании Ryanair был посажен в аэропорту Минска, после чего беларусские власти арестовали Романа Протасевича и Софью Сапегу, которые находились на борту.

Новый доклад дополнен информацией и материалами, полученными после первоначального рассмотрения отчета Советом в январе 2022 года, а также интервью и аудиозаписями минского авиадиспетчера, назначенного на рейс. До выпуска предыдущего доклада Группа по расследованию, состоящая из сотрудников ICAO, не смогла встретиться и провести беседу с диспетчером диспетчерского центра Минска, который был назначен для обслуживания рейса FR4978.

В докладе указывается, что полномочные органы Беларуси сообщили Группе, что диспетчер не вышел на работу после летнего отпуска. И теперь у беларусской стороны нет никаких сведений о его местонахождении, как нет и возможности установить с ним контакт. Но впоследствии, при содействии властей США, Группа получила возможность опросить диспетчера. Авторы доклада приходят к выводу, что его показания существенно противоречат информации и материалам, предоставленным властями Беларуси. Это касается и сообщения по электронной почте как источника информации об угрозе взрыва, и свидетельства о причастности к инциденту неустановленного лица, которому был предоставлен доступ в диспетчерский центр Минска.

Вероятно, речь идет о диспетчере из Минска Олеге Галегове, который сбежал в Польшу через несколько недель после скандала с посадкой самолета. Но известно об этом стало лишь в декабре 2021 года. Тогда пресс-секретарь министра-координатора спецслужб Польши Станислав Жарын подтвердил, что польским следователям, занимающимся делом «угона» самолета Ryanair, удалось «получить показания прямого свидетеля событий, происходивших на диспетчерской вышке в Минске». Затем польские спецслужбы представили свою версию инцидента с Ryanair. Забегая вперед, отметим, что многие прозвучавшие там факты нашли подтверждение в опубликованном докладе ICAO.

В январе 2022 года появились новые сенсационные подробности инцидента с бортом Ryanair в Минске. В заявлении офиса прокурора США по Южному округу Нью-Йорка сообщалось, что глава «Белаэронавигации» Леонид Чуро и неизвестный сотрудник спецслужб прибыли в минский Центр управления воздушным движением и сообщили дежурным диспетчерам о предполагаемой угрозе взрыва, хотя самолет еще не вылетел из Афин. А после того, как борт приземлился в Минске, анонимный сотрудник спецслужб оказался на взлетно-посадочной полосе, наблюдая за силами безопасности и проверкой пассажиров при их высадке. Эти факты фигурируют и в новом докладе ICAO.

На основании этих и других материалов прокуроры США в Манхэттене предъявили четырем должностным лицам из Беларуси обвинения в сговоре с целью совершения авиационного пиратства. В «Белаэронавигации» тогда обвинения назвали попыткой давления на Беларусь.

В тот же день, когда стало известно о предъявлении обвинения прокурорами США, Александр Лукашенко заявил, что ICAO ничего не остается, как спустить на тормозах дело об инциденте с рейсом Ryanair «Афины — Вильнюс». А разосланный первый доклад ICAO оправдывает Беларусь.

«Они были вынуждены признать, что Лукашенко по самолету огонь не открывал, не обстреливал его, что МиГ он не поднимал для того, чтобы понудить к посадке этот самолет. Слушайте, это герои, что они хоть это сказали» – сказал он.

Что касается истребителя МИГ-29, который, якобы, был поднят для перехвата и принудительной посадки рейса FR4978, то Группа по расследованию ICAO действительно пришла к выводу, что никаких сообщений от военного самолета не было зарегистрировано на каналах радиосвязи, которые использовались экипажем Ryanair. По информации летного и кабинного экипажей рейса FR4978, не было никакой коммуникации, взаимодействия, визуального наблюдения или каких-либо других сведений о причастности военного воздушного судна к полету указанного рейса.

Зато в докладе ICAO содержатся другие важные факты.

Сообщение о бомбе

Напомним, что, по версии беларусской стороны, в общий ящик электронной почты [email protected] было получено сообщение по электронной почте с электронного адреса protonmail.com. В нем было написано: «Мы, солдаты Хамас, требуем, чтобы Израиль прекратил огонь в секторе Газа. Мы требуем, чтобы Европейский союз отказался от поддержки Израиля в этой войне. Нам известно, что участники экономического форума Delphi возвращаются домой 23 мая рейсом FR4978. В это воздушное судно заложена бомба. Если вы не выполните наши требования, бомба взорвется 23 мая над Вильнюсом. Аллах велик!». Это сообщение, как утверждают беларусские власти, и стало основанием для посадки самолета в Минске.

В докладе ICAO отмечается, что в общей сложности с одной учетной записи 23 мая было направлено шесть сообщений по электронной почте – в аэропорты Литвы, Афин, Софии, Бухареста, Киева и в международный аэропорт Минска. Все шесть аэропортов находились на запланированном маршруте рейса FR4978 или вблизи этого маршрута.

Первое из этих сообщений было отправлено спустя два часа после вылета из Афин и за пять минут до пересечения границы Беларуси в РПИ Львов/Минск. В докладе ICAO указано время UTC, однако приводится и местное время.

Сообщение в аэропорт Киева было отправлено в 12:34:32, через 4 минуты и 30 секунд после того, как рейс FR4978 покинул воздушное пространство Украины. Последнее сообщение по электронной почте было отправлено через 22 минуты в 12:56:45 в аэропорт Минска, когда рейс FR4978 уже начал снижение для посадки в этом аэропорту.

Сообщения по электронной почте об угрозе взрыва были получены четырьмя аэропортами. Два электронных сообщения из шести – в аэропорты Афин и Киева – доставлены не были. Но информация из Швейцарии, где расположен поставщик услуг электронной почты Рrotonmail, свидетельствует о том, что в аэропорт Минск было направлено только одно сообщение по электронной почте – в 12:56:45. Хотя Беларусь и продемонстрировала Группе по расследованию копию сообщения по электронной почте, полученного в 12:25, швейцарские данные не подтвердили факта отправки такого сообщения по электронной почте в почтовый ящик аэропорта Минск.

Особо отмечается, что Группе по расследованию не были предоставлены сохраненные электронные копии сообщений по электронной почте, полученные в почтовый ящик минского аэропорта в их оригинальном формате. Беларусская сторона объяснила эти тем, что сообщения, поступившие на указанный адрес электронной почты, хранятся только семь дней. А затем они автоматически затираются новыми сообщениями. Поэтому Группе по расследованию был предоставлен лишь скриншот сообщения, что не давало возможности проанализировать его метаданные. В то же время в докладе ICAО указано, что представители Группы видели сохраненные файлы сообщений по электронной почте во время посещения Минска. Однако Департамент по авиации Беларуси на запрос в отношении этих файлов ответил, что их уже нет. Не были предоставлены и данные журнала регистрации событий airport.by, поскольку, как утверждали в Минске, они также не сохранились по истечении определенного периода времени.

Телефонные переговоры

Авторы доклада утверждают, что, по данным беларусской стороны, информация о получении сообщения по электронной почте с угрозой взрыва обсуждалась по телефону между персоналом аэропорта Минск и минского районного диспетчерского центра. Записи этих разговоров, их время и продолжительность звонков были необходимы для подтверждения последовательности и хронологии действий сотрудников аэропорта Минск, диспетчерского центра и служб безопасности Беларуси. Записи эти были запрошены Группой, однако беларусская сторона их не предоставила. В Департаменте по авиации Беларуси заявили, не могут предоставить данные и сослались на 28-ю статью Конституции Беларуси, которая предоставляет каждому гражданину право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений.

Показания диспетчера

Диспетчер районного центра управления воздушным движением, который осуществлял диспетчерское обслуживание рейса FR4978 авиакомпании Ryanair, сообщил Группе по расследованию, что генеральный директор беларусского поставщика аэронавигационного обслуживания «Белаэронавигация» вошел в Минский районный центр управления воздушным движением вместе с неустановленным лицом, которое, по предположению диспетчера, являлось сотрудником Комитета государственной безопасности Беларуси.

Эти два человека обратились к начальнику смены диспетчерского центра Минска, который впоследствии сообщил диспетчеру и другому коллеге о воздушном судне Ryanair, которое будет лететь через белорусское воздушное пространство из Украины. Начальник смены пояснил, что на борту этого воздушного судна заложена бомба и что воздушное судно должно приземлиться в аэропорту Минска. В ответ на предложение диспетчера уведомить об этом Львовский районный диспетчерский центр начальник смены заявил, что нет необходимости делиться информацией с кем-либо. По словам диспетчера, этот разговор состоялся до входа воздушного судна в РПИ Минска или его появления на радарах.

Диспетчер сообщил группе по расследованию, что это произошло примерно в 10:10 по минскому времени. То есть еще до вылета рейса из Афин и до момента получения первого сообщения по электронной почте в 12:25.

Авторы доклада приходят к выводу, что на основе информации, предоставленной властями Беларуси, следственная группа не смогла проверить утверждение беларусской стороны о том, что процедуры, связанные с угрозой взрыва, были инициированы после получения первого сообщения по электронной почте в аэропорту Минска. Напротив, в докладе указано, что показания диспетчера дают иное объяснение причин действий, предпринятых беларусскими властями в отношении рейса Ryanair.

Диспетчер был назначен начальником смены для обслуживания этого рейса. Полагая, что из-за присутствия лица, предположительно являвшегося сотрудником КГБ, обычные записи авиадиспетчерских сообщений будут уничтожены, диспетчер решил записать на смартфоне свои переговоры с самолетом, а также с теми людьми, которые находятся в непосредственной близости от его рабочего места.

Вскоре неизвестный подошел к диспетчеру и сел справа. По словам диспетчера, связь с экипажем рейса Ryanair осуществлялась им по указанию начальника смены диспетчерского центра Минска, который периодически консультировался с неустановленным лицом, прежде чем инструктировать диспетчера относительно его ответов на вопросы экипажа. В остальное время ответы диспетчера на вопросы предоставлялись непосредственно неустановленным лицом.

Отдельно в докладе отмечается, что позднее на видеозаписях, сделанных пассажирами самолета в Минском аэропорту, диспетчер опознал неустановленное лицо, которое также присутствовало на перроне во время высадки пассажиров. Эта и другая информация о времени получения сообщения по электронной почте, о присутствии постороннего лица, который инструктировал диспетчера уже фигурировала ранее в версии инцидента с рейсом Ryanair , представленной польскими спецслужбами и в материалах офиса прокурора США по Южному округу Нью-Йорка. Теперь она нашла подтверждение в докладе ICAO.

В приложении к докладу есть и расшифровки переговоров беларусского диспетчера с экипажем рейса FR4978, и аудиозаписей со смартфона диспетчера, на которых присутствуют реплики неустановленного лица, находящегося в диспетчерском центре, и подсказывающего реплики диспетчеру, иногда консультируясь с кем-то по телефону.

На земле

Есть в докладе и новые материалы, которые до этого не попадали в СМИ. Например, приводится хронология событий после посадки самолета в Минске. В 13:38 по минскому времени начинается высадка пассажиров из воздушного судна. Пассажиры высаживались группами по пять человек и их просили положить ручную кладь на перрон для досмотра собаками, используемыми для обнаружения взрывчатых веществ. После досмотра пассажиров просили взять свою ручную кладь и пройти в автобус.

В 13:43 специалисты по обыску воздушных судов МВД Беларуси прибыли к воздушному судну. А в 13:47 руководитель полетов минского аэропорта направил сообщение об «отмене сигнала бедствия». После этого был дан отбой группе экстренного реагирования и спасания аэропорта Минск. 17 транспортных средств, включая восемь пожарных машин, покинули аэропорт.

И лишь в 14:00 был открыт багажный отсек воздушного судна, и оборудование для разгрузки багажа прибывает к багажному отсеку. А собаки подразделения службы авиационной безопасности аэропорта Минск начинают проверять багажный отсек.

Получается, сигнал бедствия был отменен еще до того, как закончился осмотр самолета компании Ryanair.

Согласно отчету ICAO, на основе информации, предоставленной в распоряжение Группы по расследованию, наземный персонал аэропорта Минск не выполнил ряд необходимых процедур. В частности, не обеспечил оперативную высадку пассажиров, выпуская их из самолета по пять человек. Не были выполнены и требования об опознании пассажирами перевозимого в грузовом отсеке багажа, досмотра ручной клади пассажиров в месте, в котором угроза взрыва воздушного судна не будет представлять угрозы для людей.

Это тоже позволяет поставить под сомнение реальность угрозы.

В докладе отмечается, что видеозаписи с камер, расположенных вблизи места стоянки воздушных судов и внутри терминала, которые могли бы продемонстрировать некоторые важные действия в отношении оформления пассажиров, тоже не были предоставлены Группе. Хотя короткие выдержки из упомянутых видеозаписей использовались в видеозаписи документального типа, которая была предоставлена Группе, полномочные органы Беларуси пояснили, что из-за продолжительного периода времени, который прошел после события, у них имеются не все материалы. Группа не получила и удовлетворительного объяснения того, почему эти записи не были сохранены, учитывая проведение уголовного и других расследований в отношении этого события, которые были начаты компетентными органами Беларуси и не были завершены.

Что дальше

После рассмотрения результатов расследования Совет ICAO пришел к выводу, что заведомо ложная информация о бомбе на борту самолета Ryanair, из-за которой экипаж вынудили сесть в Минске, была доведена до пилотов по указанию высокопоставленных чиновников правительства Беларуси.

Совет также напомнил, что такое использование гражданской авиации противоречит духу Конвенции о международной гражданской авиации.

Директор Департамента по авиации Беларуси Артем Сикорский заявил, что доклад ICAO по инциденту с рейсом Ryanair «не выдерживает никакой критики». По мнению Сикорского, отчет «категорически неприемлем и дискредитирует ICAO как международный технический орган, который занимается гражданской авиацией». А «официальный представитель РФ, член Совета ICAO также не согласился с этим отчетом, указал на ряд ошибок, неточностей, неавиационных, необъективных подходов».

В заявлении Совета ICAO также отмечается, что представитель России в организации «выразил решительное возражение своего государства против определения Беларуси в качестве источника имевшего место незаконного вмешательства».

Надо отметить, что в Совет ICAO входит 36 государств. О позиции их представителей Сикорский умолчал. При этом он указал, что ICAO стоит заниматься не беларусским инцидентом, а телефонным экстремизмом.

Что касается дальнейших шагов, то Совет поручил ICAO довести выводы отчета FR4978 до сведения всех государств — членов ICAO, доложить о нарушениях Беларусью Чикагской конвенции Ассамблее ICAO на ее предстоящей 41-й сессии, которая пройдет с 27 сентября по 7 октября 2022 года.

Совет также просил Председателя направить отчет об установлении фактов и соответствующие решения Совета по нему Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций Антониу Гутерришу для рассмотрения и принятия любых соответствующих мер.

Советник офиса Светланы Тихановской Франак Вячорка перед публикацией отчета ICAO отмечал, что «доклад станет основой для международного расследования и суда против режима Лукашенко за захват самолета, за воздушный терроризм». По словам Вячорки, попытки беларусского режима манипулировать фактами, сделать подлог документов и убедить, что посадка была вынужденная, провалились.

«Ответственность за захват самолета лежит на режиме Лукашенко, высокопоставленных чиновниках и спецслужбах», – написал Вячорка в Facebook. По его информации, генеральный секретарь и ICAO рассмотрят меры против режима Лукашенко в ближайшее время.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.by


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: