«Дело об авиапиратстве». За Ryanair взялись всерьез

Главное
Фото: skeeze, pixabay.com

Прокуроры США в Манхэттене предъявили четырем должностным лицам из Беларуси обвинения в сговоре с целью совершения авиационного пиратства. Стали известны и новые подробности инцидента с бортом Ryanair в Минске. Изменит ли это положение нашей страны на январском заседании ICAO, и какие могут быть перспективы у подобных уголовных дел?

Обвинения предъявлены генеральному директору Государственной службы аэронавигации Беларуси Леониду Чуро, его заместителю Олегу Казючицу и двум сотрудникам службы безопасности страны, одного из которых зовут Андрей Анатольевич. Им грозит от 20 лет лишения свободы до пожизненного заключения.

Перво-наперво, впечатляет перечень организаций, принявших участие в расследовании инцидента с бортом Ryanair. Это нью-йоркское полевое отделение ФБР, оперативная группа отдела контрразведки по иностранному влиянию, нью-йоркская объединенная оперативная группа по борьбе с терроризмом. В следствии были задействованы офисы атташе по правовым вопросам ФБР в Риге, Варшаве, Афинах, Киеве и Лондоне, Национальный совет по безопасности на транспорте, отдел по борьбе с терроризмом Отдела национальной безопасности Министерства юстиции, отдел по правам человека и особому преследованию Отдела по уголовным делам, а также Управление по международным делам. Кроме того, упоминаются Агентство внутренней безопасности Польши, Мазовецкая областная прокуратура, а также ценная помощь в расследовании со стороны литовских властей.

Уголовное преследование, как следует из информации Минюста США, ведут помощники прокурора США Дэвид В. Дентон-младший и Элинор Л. Тарлоу из Южного округа Нью-Йорка, Дженнифер Берк из отдела по борьбе с терроризмом отдела национальной безопасности, а также Джейми Перри и Кристиан Левески из отдела по правам человека и особому преследованию.

Перечень задействованных структур показывает, что американцы подошли к делу серьезно. Есть в расследовании и факты, которые раньше были неизвестны широкой аудитории. Например, как утверждают американские следователи, руководитель «Белаэронавигации» Леонид Чуро и неизвестный сотрудник спецслужб сообщили дежурным диспетчерам о предполагаемой угрозе взрыва еще до вылета самолета Ryanair из Афин. Или информация о запрете минскому Центру управления воздушным движением уведомить украинские власти о предполагаемой угрозе взрыва, несмотря на то, что борт все еще находился в прилегающем воздушном пространстве Украины. Или утверждение следователей о том, что заместитель главы «Белаэронавигации» Олег Казючиц поручил белорусским авиадиспетчерским службам создать ложные отчеты об инцидентах, в том числе путем подделки отчетов. Из этого можно сделать вывод, что американские спецслужбы имеют собственные источники информации.

По многим другим фактам обвинение американских юристов перекликается с обнародованной еще в декабре прошлого года видеопрезентацей польского расследования инцидента с рейсом Ryanair.

Выводы польских спецслужб базировались, по словам пресс-секретаря министра-координатора спецслужб Польши Станислава Жарына, на «показаниях прямого свидетеля событий, происходивших на диспетчерской вышке в Минске». По всей вероятности, этим свидетелем был беларусский авиадиспетчер Олег Галегов. Понятно, что полученные поляками данные оказались в руках американских следователей.

После того, как польская прокуратура опубликовала свои выводы, мы писали, что история с посадкой борта Ryanair в Минске может иметь далеко идущие последствия. И что обвинения в воздушном пиратстве в итоге могут быть предъявлены.

Так и вышло. Как следует из опубликованного на сайте Минюста США обвинительного акта, «высокопоставленные беларусские чиновники сговорились использовать ложную угрозу взрыва бомбы для незаконного изменения направления пассажирского рейса с гражданами США с целью ареста беларусского диссидента». В связи с этим Большое федеральное жюри в Нью-Йорке «обвиняет четырех беларусских государственных чиновников в сговоре с целью совершения авиапиратства».

Пока обвинения предъявлены четверым, причем двое из них остаются неизвестными американскому правосудию. При этом оба установленных обвиняемых – гражданские чиновники. Ниоткуда не следует, что неизвестные пока силовики не будут идентифицированы западными спецслужбами впоследствии. Но первыми под удар попали как раз гражданские лица.

Вряд ли расследование можно считать завершенным. А значит, неизвестно, какие еще имена могут всплыть по ходу дела. Кто может дать гарантию, что не найдутся, например, те, кто пойдет на сделку со следствием? Получит защиту в США, рассказав взамен новые подробности о заказчиках и участниках операции? Тут многое зависит от серьезности намерений инициаторов расследования. Да, такие дела расследуются медленно. Но не бесконечно.

А пока американцы подчеркивают, что обвинительный акт — это всего лишь утверждение. И все подсудимые считаются невиновными до тех пор, пока их вина не будет доказана в суде.

Заместитель гендиректора «Белаэронавигации» Олег Казючиц назвал обвинения полной чушью. По его словам, их выдвижение «некрасиво, несолидно, некорректно, переходит рамки здравого смысла».

В «Белаэронавигации» обвинения в воздушном пиратстве против руководителей предприятия рассматривают как инструмент давления перед предстоящим заседанием ICAO, на котором будет рассматриваться доклад об инциденте с рейсом Ryanair. Оно должно состояться 31 января. На этом заседании Совет организации также планирует рассмотреть жалобы Беларуси на необоснованность санкций, введенных после инцидента.

На условиях анонимности российский эксперт так прокомментировал изданию NN.BY механизм принятия решений в этой организации: «Все государства — члены ICAO имеют право одного голоса. В США один голос, а в странах с копеечным бюджетом тоже один голос. Правительства многих стран, мягко говоря, недолюбливают те же Соединенные Штаты Америки и готовы голосовать «против» просто потому, что Соединенные Штаты голосуют «за».

Даже если большинством будет принято отрицательное для Беларуси решение, у России или у того же Китая есть возможность его заблокировать. Поэтому ждать сенсаций от январского заседания IKAO все же не стоит. Александр Лукашенко считает, что ICAO ничего не остается, как спустить на тормозах дело об инциденте с рейсом Ryanair. Вполне вероятно, что так оно и произойдет. А судя по отсутствию комментариев по обвинениям США, об иске американских юристов Лукашенко то ли не доложили, то ли в Беларуси их сочли недостойной внимания ерундой.

Конечно, можно завести множество дел на тех, кто находится вне твоей юрисдикции. Сегодня в Беларуси заведены дела об убийстве мигрантов, на министра иностранных дел Латвии за замену флага. Вероятность того, что обвиняемые предстанут перед судом, невелика – вряд ли Польша и Латвия будут выдавать тех, кому беларусская прокуратура предъявит обвинения.

Не выдаст своих и Беларусь. По крайней мере, сегодня. Но кто знает, что будет завтра? Допустим, если ситуация в стране изменится? Или изменения произойдут в России?

Нужно учитывать и вес США и Беларуси на международной арене. Многие ли откажут Соединенным Штатам в выдаче гражданина третьей страны?

А в случае крайней необходимости американцы особо не церемонятся. В 2008 году в Таиланде в результате спецоперации по американскому запросу был арестован и вывезен в США гражданин России Виктор Бут. В 2012 году суд присяжных в Нью-Йорке признал россиянина виновным в подготовке сговора с целью убийства граждан США и материальной поддержки терроризма. И приговорил к 25 годам лишения свободы. Сегодня Виктор Бут учится рисовать в федеральной тюрьме Мэрион в американском штате Иллинойс.

***

Мнения и оценки автора материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.news


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: