Ракетные системы HIMARS: убийственно полезный инструмент, но не «волшебная палочка»

Армия
HIMARS в Украине. Скриншот видео.

Украинская артиллерия как минимум неделю наносит мощные удары по тылам российских войск — уничтожаются командные пункты, склады боеприпасов, хранилища топлива. В основном эти удары приписываются поступившим в качестве иностранной помощи ракетным системам HIMARS, способным очень точно уничтожать цели на расстоянии до 70 километров.

Детонация боеприпасов после удара украинской артиллерии по складам в Новой Каховке:

В то же время российская пропаганда утверждает, что HIMARS «просто очередная ракетная система залпового огня», которая ничем не лучше тех, что находятся на вооружении РФ.

Давайте посмотрим, что такое HIMARS, смогут ли они изменить ситуацию на фронте российско-украинской войны, достаточно ли их одних для победы в этой войне?

Сила и слабости 500-летнего «бога войны»

Исход боев сейчас, как и сотни лет назад, в значительной мере определяет артиллерия. Поэтому РФ, располагавшая еще до войны куда более значительным артпарком и сосредоточившая его на Донбассе, наступала, «прогрызая» твердый камень украинской обороны.

Ответом с украинской стороны, имеющей меньше артиллерийских сил, хотя лучше управляемых и подготовленных, стало втягивание частей РФ в кровопролитные ближние бои. В городской застройке, где расстояние между противниками сокращается иногда до 5-10 метров, украинские пехотинцы стараются нивелировать превосходство российской артиллерии в численности и мощи огня.

Таким образом, важнейшим элементом противоборства двух армий является не только поражение пехоты и бронетехники друг друга артиллерийским огнем, но и контрбатарейная борьба — уничтожение вражеской артиллерии своей артиллерией. Кроме того, очень важными объектами становятся склады боеприпасов и ГСМ для бронетехники, самоходной артиллерии и тягачей, буксирующих несамоходную артиллерию.

До войны РФ, имевшая значительно более многочисленную артиллерию, а также куда более крупные запасы артиллерийских боеприпасов, имела тут явное преимущество перед Украиной. Лучшая подготовка личного состава и лучшее обеспечение украинской артиллерии беспилотниками для наведения и корректировки огня только частично компенсировали способность российских орудий буквально гектарами «засевать» украинские поля снарядами калибра 122-152 мм.

Роль «загоризонтной» разведки

Особую роль в войне играет тяжелая реактивная артиллерия — она имеет значительно большую дальнобойность, поэтому может успешно уничтожать не только войска противника на поле боя, но и вражеские штабы, склады и артиллерийские склады в тылу.

Так, например, если основные системы ствольной артиллерии советского производства (основная часть артиллерии Украины и почти вся артиллерия РФ) стандартными боеприпасами могут стрелять по целям на максимальной дальности от 17 до 28 км, то советские тяжелые реактивные системы бьют на дальность до 70 км.

Ракетные системы HIMARS: убийственно полезный инструмент, но не "волшебная палочка"
HIMARS ведет огонь.
Фото: Минобороны Украины.

Таким образом реактивная артиллерия — очень важное средство борьбы с вражеской артиллерией, если получает в нужное время данные о том, как вражеская артиллерия передвигается в тылу противника. ЕСЛИ ПОЛУЧАЕТ.

И тут мы приходим к первому условию успешной контрбатарейной борьбы (и вообще к условию уничтожения объектов в тылу противника) — своевременным и точным данным разведки.

Гибкость и огневая мощь

Советские инженеры по большому счету разрабатывали под каждую новую задачу и калибр боеприпасов новую реактивную систему залпового огня на собственном шасии – «Град» (122 мм), «Ураган» (220 мм), «Смерч» (300 мм).

Американские специалисты пошли немного другой дорогой. Шасси поделили на два типа — гусеничное и колесное. А пусковую установку сделали практически универсальной — дальность стрельбы, количество и вес ракет зависят только от того, какой пакет с ракетами вы поставите в установку.

Так появились M270 MLRS (Multiple Launch Rocket System), которая может за один залп выстрелить 12 ракетами М26 на 32-45 км или 12 ракет М30/М31 на 70 км, либо 2 более мощными управляемыми ракетами MGM-140 ATACMS дальностью до 300 км. Производитель системы – компания Lockheed Martin.

Более мобильным и легким аналогом той же системы стали M142 HIMARS (High Mobility Artillery Rocket System) – без проблем транспортирующийся самолетами колесный комплекс. Машина несет половину нагрузки М270 – либо 6 ракет М26, М30, М31, либо 1 ракету MGM-140 ATACMS. Ее также производит концерн Lockheed Martin.

При этом пакеты с ракетами легко меняются прямо в поле за считанные минуты — в несколько раз быстрее, чем у советских систем РСЗО.

Зубы дракона

Что стоит за условными обозначениями различных ракет для M270 и M142? В данном случае мы опишем только американские боеприпасы для этой очень популярной системы – она также используется Германией, Финляндией, Францией, Израилем, Грецией, Японией, Турцией, странами Ближнего Востока.

Ракетные системы HIMARS: убийственно полезный инструмент, но не "волшебная палочка"
M270 MLRS во время учений в Южной Корее. Фото: South Dakota National Guard

М26 – ракета, которая может нести 644 небольших боеприпаса (суббоеприпасов), которые выстреливаются на оптимальной высоте и дистанции для плотного покрытия нужного района поражения. Суббоеприпасы имеют одновременно кумулятивный эффект для пробития брони и разрывной — для уничтожения пехоты и небронированной техники.

М30 – управляемая ракета, которая на нужном расстоянии (в зависимости от модификации) выпускает разные типы поражающих элементов.

М31 – управляемая ракета с единой боеголовкой весом в 90 кг, которая предназначена для мощного удара по конкретной важной цели.

Высокоточные ракеты с дальностью до 300 км MGM-140 ATACMS сами по себе имеют как минимум 5 модификаций с разными боеголовками и суббоеприпасами.

Ракетные системы HIMARS: убийственно полезный инструмент, но не "волшебная палочка"
Запуск оперативно-тактической ракеты MGM-140 ATACMS из пусковой установки M142 HIMARS. Фото: U.S. Marine Corps

2 типа пусковых установок за счет смены пакетов с разными типами ракет обеспечивают все потребности реактивной артиллерии по дальности и поражающей способности огня.

Влияние на ход войны

Мы попробуем написать этот раздел почти исключительно с опорой на сообщения российских источников. В конце концов, кому как не им знать эффект от ударов по занятой вооруженными силами РФ территории?

Уже больше недели, в основном в темное время суток, взрываются российские штабы, склады боеприпасов и топлива в ранее недоступном украинской артиллерии тылу ВС РФ. Если 1-2 таких случая можно было списать на действия украинских диверсантов, то ежедневные взрывы крупных хранилищ — это точно что-то другое.

«За минувшие 5-7 дней поражены оказались свыше 10 крупных складов артиллерийских и прочих боеприпасов, несколько нефтебаз, около десятка командных пунктов и примерно столько же мест расположения личного состава в нашем ближнем и глубоком тылу. А также несколько позиций ПВО и артиллерийских позиций. Понесены БОЛЬШИЕ потери в личном составе и технике», — пишет бывший глава боевиков «ДНР» Игорь Стрелков (Гиркин).

В итоге российская артиллерия начинает ощущать недостаток боеприпасов — то есть попадает в ситуацию, которую ранее ощущала артиллерия украинская.

«Не смотрел ещё в интернете, где именно, но, судя по всему, в Стаханове, прошедшей ночью ВСУ накрыли очередной склад артиллерийского боекомплекта ВС РФ. Какой там по счёту? Шестой или седьмой после Красного Луча? Как начало рваться в без мелочи два часа ночи, так и рвалось, пока всё не взорвалось где-то к четырём утра… Потерять один за другим все эти склады. Как следствие — потерять возможность нормально наступать хотя бы так, как наступали до этого. Создать на ровном месте дикий «снарядный голод» в условиях, когда противник как раз получил и освоил новые иностранные артсистемы и РСЗО», — пишет военнослужащий «ЛНР» россиянин Андрей Морозов.

Из-за новой РСЗО куда большая часть вооруженных сил оккупантов попадает в радиус поражения украинских войск. Это имеет и психологический эффект. Теперь буквально десятки и сотни российских солдат, которые только грузили снаряды или охраняли склады с боеприпасами, отправились на Луну.

Взрываются боеприпасы на российском складе в Донецкой области Украины:

«Украинцы, уклоняясь от борьбы на истощение, в которую они втянуты на Донбассе, вновь используют ассиметричную тактику, которую они так успешно использовали в начале войны. Они вновь атакуют слабые места московитов — логистические центры, завязанные на железную дорогу, слишком разговорчивых генералов, московитскую склонность целиком полагаться на массированный артиллерийский огонь», — отмечает генерал-майор США в отставке Мик Райан.

Российская пропаганда с начала поставок HIMARS Украине стала заявлять, что они ничем значительно не отличаются от российских «Ураганов», а «чтобы от них был хоть какой-то минимальный эффект, этих хаймарсов должно быть хотя бы от сотни на всех направлениях».

Пропаганде отвечают российские же военные, имеющие боевой опыт. «Сотня HIMARS — это уже не какой-то минимальный эффект, а геноцид ВС РФ. Не больше и не меньше», — пишет бывший российский боевик, участвовавший в боях в Украине в 2014 году.

Дополнительно ослабляет армию Московии логистика почти 100-летней давности — снаряды и ракеты перегружают вручную, так же вручную (десятки минут) снаряжают российские РСЗО. Все это налагает ограничение на скорость снабжения, на дальность, на которой склады должны находиться от линии фронта.

Не «абсолютное оружие»

По сути ракеты HIMARS сейчас делают то, что могла бы делать украинская авиация в тылу врага — российская авиация этого тоже делать не может, но в какой-то мере ее задачи выполняют дальнобойные российские крылатые ракеты «Калибр», а также оперативно-тактические комплексы «Искандер».

Теперь Украина получила возможность бить в ответ. И эти удары, нанесенные на основе данных своей и союзнической разведки, оказались очень болезненными для московитской армии.

Однако нельзя считать какой-либо один вид оружия «серебряной пулей», которая полностью изменит весь ход боевых действий. В нашей европейской культуре в XVIII-XIX веках, когда мы поверили во всемогущество технологий, сформировалась тенденция — искать техническое «чудооружие», однако это лишь самообман.

Украинцы получили относительно дальнобойное оружие, однако исход войны решает комплекс военно-технических, оперативных и стратегических решений, связанных с массовой решимостью народа победить.

«Вооруженные силы — сложная система, которой требуется способность исполнения множества функций, различавшихся по дистанции, времени и силе. Все это связывают между собой люди. HIMARS — это только одна из таких составляющих, хоть и очень важная, в общей национальной и военной способности Украины победить в войне», — отмечает Мик Райан.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.news


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: