Комитет государственной безопасности ждут «нелегкие» изменения. Похоже, эта структура проиграла в конкурентной борьбе и будет отодвинута на «внешний контур».
Александр Лукашенко сегодня принял с докладом председателя КГБ Ивана Тертеля. В мероприятии участвовали глава администрации Игорь Сергеенко и госсекретарь Совбеза Александр Вольфович. Речь шла, в том числе, о приоритетных задачах КГБ. Было отмечено, что уже сделано несколько подходов к «совершенствованию деятельности нашей армии», приняты решения по МЧС. «Оптимальной структурой» были названы пограничные войска. Теперь пришла очередь Комитета.
«И мы заметили, что нам надо не какие-то там легкие изменения Комитета госбезопасности, но к традиционным мероприятиям, которые они проводят, традиционным функциям, задачам, которые они решают, нам надо в соответствии с временем добавлять какие-то другие функции», — заявил он.
Это не сиюминутное решение. Усилить внешнюю разведку Лукашенко поручал КГБ еще осенью прошлого года. Возможно, что тогда уже властям было известно о планах России начать вторжение в Украину. Не получится ли так, что КГБ заступит на поле ГРУ Генштаба?
Тогда говорилось о необходимости усиливать такие функции Комитета, как разведка, контрразведка, защита конституционного строя, антитеррористическая деятельность. Внешняя разведка должна стать подразделением, способным решать стратегические задачи. Требуется создавать новые направления работы, например, с учетом потребностей в обеспечении информационной безопасности. Лукашенко поручил расширить применение современных технологий, повысить эффективность технического блока КГБ, радиоэлектронной разведки, развивать научный потенциал.
Как это часто бывает с силовиками, чтобы смягчить неприятную новость, Лукашенко облек перераспределение полномочий в прожекты и манящие перспективы.
А вот конкурентную борьбу МВД Комитет, судя по всему, проиграл. И отодвигается на обочину в вопросах политического сыска и контроля экономики. Судя по всему, со многими задачами, которые ставил перед ним режим, Комитет не справился. Зато проявил себя тот самый ГУБОПиК – подразделение, входящее в структуру МВД.
Напрямую об этом, конечно, не говорится, но, предположу, КГБ не хватило задора и жестокости в преследовании инакомыслящих. Поэтому сотрудников Комитета решено перебросить на другие направления. А преследованием оппонентов режима, как и последние несколько лет, будут заниматься сотрудники новой политической полиции.
Между силовыми структурами всегда существовала конкуренция. Каждая из служб стремится продемонстрировать свою нужность, доказать, что именно она лучше других справляется с возложенными на них задачами. И тут как раз МВД и его ГУБОПиК показали себя с «наилучшей» стороны. Массовые задержания, аресты, пытки, покаянные видео, разгромы квартир активистов – тягаться с боевиками из этой структуры МВД Комитету госбезопасности оказалось не под силу. Безусловно, его сотрудники тоже выполняли возложенные на них задачи, но делали это «без огонька», без ожидаемого от них рвения. Своеобразной точкой в споре стала гибель бойца спецподразделения КГБ «Альфа» при штурме квартиры программиста Андрея Зельцера. По госканалам тогда показали командира Внутренних войск Николая Карпенкова, который по-отечески соболезновал неудачной операции Комитета.
Есть и еще один аргумент. Власть настаивает на жестких мерах. Репрессии в стране идут уже два года, но Лукашенко без устали требует их усиления. Вот и на минувшей неделе на семинаре-совещании «Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне» он снова призывал зачистить общество от «негодяев». А КГБ, похоже, подходил к решению этих задач недостаточно ответственно. Более того, по версии власти, выходит, допустил «организацию мятежа».
В итоге условный Тертель проиграл условному Карпенкову. «Идеологический фронт» окончательно переходит под контроль МВД. А как раз этот фронт сегодня и представляется режиму наиболее важным.
А КГБ будет отодвинут на «внешний контур» борьбы. «Необходимо существенно нарастить усилия по защите информационного пространства, внедрять новые, в том числе технические методы противоборства, содействовать проведению наступательной информационной политики наших СМИ» – такие задачи поставлены сегодня перед КГБ. И это, скорее, технологические задачи. А вот на архиважном для властей «внутреннем фронте» будут действовать другие силы. Те, которые, с их точки зрения, оказались более действенными и эффективными.
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: