Аннексия Беларуси. Лукашенко нужен Кремлю так же, как Кремль Лукашенко

Источники российского издания «Медуза», близкие к Кремлю и правительству РФ, не исключают проведения в Беларуси референдума о «слиянии» с Россией. Эта прозвучавшая мимоходом информация в тексте, который к нашей стране прямого отношения не имел, быстро попала в топ новостей. Журналист Андрей Перцев написал статью о настроениях в среде российских чиновников, которые недовольны действиями Владимира Путина в связи с войной в Украине. Среди тем, которые обсуждаются в Администрации президента и правительстве России, журналист называет и проведение референдума об аннексии Беларуси. Якобы такой плебисцит может пройти 11 сентября 2022 года, в единый день голосования в РФ. Насколько реально такое развитие событий?

Тема объединения Беларуси и России уже возникала в свете так называемого транзита-2024. Тогда решался вопрос с возможностью очередного переизбрания Владимира Путина на пост президента РФ. Нынешний срок мог быть для него последним, так как российская Конституция запрещала занимать этот пост более двух сроков подряд. Одним из возможных сценариев решения проблемы-2024 называлось объединение Беларуси и России, что позволило бы Путину стать главой нового государства. Однако этот сложный план реализован не был. В Кремле нашли более простое, хотя и не столь эффектное решение: в Конституцию были внесены поправки, отменяющие ограничение по количеству сроков. Теперь Путин может выдвигать свою кандидатуру на пост президента России и в 2024, и в 2036 годах.

Если от идеи объединения отказались тогда, почему о ней могли вновь вспомнить сегодня? Возможно, на фоне незавидного положения дел в Украине и отсутствия реалистичного сценария выхода из войны, позволившего российским властям сохранить рейтинг, вариант с «расширением территорий» действительно мог показаться в Кремле выходом из положения. Провести референдумы о присоединении к России на оккупированных территориях – в так называемых ЛНР, ДНР, ХНР и в Южной Осетии Москва может. Понятно, что результаты этих «волеизъявлений» не будут признаны нигде в цивилизованном мире, однако опыт Крыма подсказывает, что России на подобное признание наплевать. Российской власти нужен результат, который можно продать не миру, а собственному населению.

Присоединение Беларуси стало бы неплохой «прибавкой» к восстановлению «утерянных в результате развала СССР» территорий. И тут не важно – Советский Cоюз или Российскую империю восстанавливает Путин. Важен сам факт присоединения. Это могло бы в некоторой степени нивелировать в глазах россиян неудачное вторжение в Украину. Такие идеи могут витать в Кремле. Но это скорее прожекты, а не конкретные планы.

Вчера состоялась довольно странная встреча Путина и Лукашенко. Судя по обнародованной информации – абсолютно безрезультатная. Стоило ли встречаться ради того, чтобы рассказать друг другу о расцвете экономики на фоне санкций? Или поговорить о том, что Польша собирается расчленить Украину и вынашивает такие же планы в отношении Беларуси? Тем более что директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин заявлял об этом еще месяц назад?

Еще Лукашенко попросил денег на импортозамещение. «Деньги совсем небольшие, я не хочу публично сейчас называть, потому что они примерные — ну совсем смешные деньги» – сказал он. Тема, конечно, важная, но для этого хватило бы и телефонного разговора.

Впрочем, наверняка основные темы, которые обсуждались в Сочи, не стали достоянием общественности. Некоторые эксперты предположили, что Лукашенко делает попытки заигрывать с Западом, и целью встречи было желание Путина уговорить его не пользоваться якобы открывшимся «окном возможностей». Под этим «окном», видимо, подразумевается озабоченность мировых лидеров продовольственным кризисом и предложение снять санкции с беларусской калийной отрасли взамен на пропуск поездов с украинским зерном через территорию Беларуси в Литву. А оказанная помощь в преодолении глобального продовольственного кризиса станет индульгенцией для Лукашенко на Западе.

Однако эта версия не выглядит убедительной. Во-первых, в послании генсеку ООН Антониу Гуттеришу Лукашенко откровенно шантажирует мир возможностью этого самого продовольственного кризиса. И эта стратегия наверняка согласована с Путиным, о чем, кстати, и могла идти речь на неофициальной части переговоров. Во-вторых, Запад готов решить эту проблему радикально: обсуждается план создания военно-морской коалиции для вывоза украинского зерна. Да и первый зерновой поезд уже прибыл из Украины в Литву через территорию Польши. Мир вполне может обойтись без Лукашенко.

Который не получит признание на Западе в любом случае. Там не забудут ни политические репрессии, ни предоставление территории России для атаки Украины. Позиция ЕС и США была уже озвучена неоднократно: освобождение всех политзаключенных, национальный диалог и новые выборы. Понятно, что на эти условия Лукашенко не пойдет. Дрейф на Запад для него – путь к краху. Скорее, его стратегия заключается в том, чтобы любыми способами «пересидеть» Путина. А дальше будет видно. Да и на переговорах в Сочи Лукашенко заявил: «Как в былые времена говорили: наше дело правое, и рано или поздно мы все равно победим». Какие уж тут колебания и дрейф.

Даже любимая обоими тема интеграции в этот раз прозвучала как-то вяло. Хотя пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков перед началом встречи уточнял, что планируются к обсуждению и вопросы по ее углублению. В итоге Путин лишь отметил, что Союзное государство укрепляется «без спешки». Про более тесные формы объединения – ни слова. А интеграция и поглощение – все-таки не одно и то же.

Впрочем, чрезмерную зависимость от Кремля Лукашенко, конечно же, осознает. И, вероятно, предпринимает некоторые меры. Например, по словам политического обозревателя Юрия Дракохруста, есть слухи о том, что Лукашенко снял с должностей пророссийских офицеров. Он будет изо всех сил сопротивляться аннексии со стороны России, как делал это до сих пор. Хотя бы потому, что не видит себя в роли губернатора. Или почетного пенсионера.

Да и в Кремле понимают, что он будет держаться до последнего. Даже кремлевские источники «Медузы» отметили, что аннексия возможна лишь «если удастся продавить Лукашенко, который от такого сценария всячески уходит». И будет уходить впредь. А у Кремля сегодня нет возможности его «сломать».

Заставить Лукашенко объединиться можно только силой. А на еще одну военную или «полувоенную» авантюру в нынешних условиях Кремль пойти никак не может. Ему и Украины предостаточно. Да и терять единственного союзника Москве сегодня не выгодно. Тогда Россия вообще останется в одиночестве – даже партнеры по ОДКБ не спешат поддерживать ее непомерные амбиции. Лукашенко сегодня нужен Кремлю так же, как Кремль Лукашенко. Украинская война сильно повысила его ценность для Москвы. И ломать его «через колено» Путин сегодня не будет.

От своего плана по интеграции Москва не откажется, но и чрезмерно форсировать ее не будет. Процессы будут «ползучими», какими были и до сих пор. А резкие шаги с референдумом в сентябре представляются крайне маловероятными. Так что даже как «вброс» для проверки реакции общественности эту информацию рассматривать не стоит. Скорее всего, речь просто идет о домыслах кремлевских чиновников среднего звена, которые ищут варианты выхода из создавшегося положения. Но пока Лукашенко на стороне России, а Россия в своем сегодняшнем непростом положении – все прожекты об объединении так и останутся домыслами.

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.