Беларусь семимильными шагами возвращается в СССР. Режим становится тоталитарным, требуя от общества не только покорности, но и участия. Власть стремится к тому, чтобы граждане не просто молчали, но были патриотами. В ее представлении это означает маршировку строем в указанном направлении. А воспитывать умение маршировать нужно с детства. Пионерская организация подходит для этого лучше всего. И это выглядит вовсе не безобидно.
Поздний СССР был страной, граждане которой уже не верили в построение коммунизма. А режим не требовал от них веры. Только покорности – нельзя выступать против и демонстративно отказываться играть по установленным правилам. В чем-то это было похоже на Беларусь до 2020 года: если ты не оппозиционер и не участвуешь в политической борьбе – у власти не будет к тебе претензий.
Другое дело ранний Советский Союз, который боролся с внутренними и внешними врагами, уничтожая собственных граждан сотнями тысяч. Там идеология играла особую роль. Мало быть лояльным – надо постоянно доказывать свою преданность действиями. Не только ходить на собрания и демонстрации, но и «сдавать» компетентным органам родственников, друзей и соседей, которые имели неосторожность сказать неверное слово. Отказаться играть по таким правилам было невозможно, иначе ты сам превращался в жертву.
Тоталитарные режимы базируются на массовом энтузиазме. А для пробуждения энтузиазма у масс используются институты политического и идеологического принуждения. К ним можно отнести и пионерскую организацию, задачей которой было воспитывать не просто лояльных, а преданных сторонников. Начинали с малых лет. Потому что пудрить мозги, забивая их разной идеологической чушью, лучше с детства, когда критическое мышление еще не развито. Добавьте сюда родителей, которые боятся произнести хотя бы слово против, чтобы самим не стать жертвами режима. И вы получите практически идеальный механизм по производству зомби, готовых выполнить любой приказ партии и разорвать несогласных в клочья.
Такими были и пионеры 1930-х годов, и хунвейбины времен китайской культурной революции. А воспитывались они на реальных и выдуманных «подвигах» своих сверстников – достаточно вспомнить знаменитого Павлика Морозова, который, сдав папу и дедушку чекистам в годы коллективизации, стал «пионером – всем ребятам примером». Ну а старшие товарищи, комсомольцы, уже самостоятельно вырезали целые деревни «кулаков» и расстреливали врагов народа.
Это и есть тот самый СССР, в который хочет вернуться власть. Такую систему она и стремится выстроить, воспитывая патриотов. Для них будут проводить геополитические ликбезы, разъяснять, что беларусы и россияне – братья навек, а бело-красно-белый флаг и герб «Погоня» – фашистские символы. Будут создавать военно-патриотические классы, в которых научат защищать Родину от врагов. А поскольку Родина в их неокрепших мозгах уже будет соответствовать действующей власти, то это подразумевает защиту режима от любых врагов. И внешних, и внутренних.
Говорят, что у беларусской власти нет идеологии. Да, она пока не собирается строить коммунизм, «русский мир» или разжигать пожар мировой революции. Ее идеология – в подчинении. В построении системы, которая сплотит вокруг себя безропотные и послушные массы.
Проблема и в том, что остаться в стороне от участия в тоталитарном обществе практически невозможно. Пока в Беларуси в пионеры еще загоняют не всех. Но уже звучат сомнения в правильности такого подхода. Выясняется, что оппозиционно настроенные родители, которые не отдают своих детей в пионеры, совершают «грубейшую ошибку». А ошибки надо исправлять. И судя по динамике развития ситуации в нашей стране, исправлена она будет довольно быстро.
Родители могут считать, что ничего страшного в этом нет. Мол, что бы там детям не вливали в уши в школе, мы дома расскажем, как оно на самом деле. Но, во-первых, представьте, каково будет ребенку жить в таком когнитивном диссонансе. А во-вторых, у государства хватает методов закрыть рты неблагонадежным родителям. С одними достаточно провести беседу, других – припугнуть посильнее. Ну а венец всему – социально опасное положение. Противоправное поведение родителей. Тоталитаризм не прощает даже мелочей. А это не мелочь, но воспитание патриотов.
И если умудренные опытом взрослые при желании найдут возможность мимикрировать, слиться с окружением, сосуществовать с этим обществом и не привлекать к себе лишнего внимания, то детям поступить так же будет очень трудно. Дети гораздо больше, чем взрослые, боятся покинуть строй, выглядеть не такими, как все. И тоталитарные режимы успешно этим пользуются. Пионер – первая ступенька на длинной лестнице воспитания покорности.
Лояльные будут получать какие-то «плюшки» – значки, грамоты, привилегированное положение. Позже – ордена и премии. Несогласные будут получать по голове. Нетрудно предположить, что предпочтет большинство. И это может стать фундаментом для тоталитаризма на годы. Подобных примеров история знает предостаточно.
Территория свободы будет становиться все меньше и меньше. Она и сегодня, снова, как в СССР, дозволена лишь на кухнях. Но тоталитаризм будет стараться достать человека даже на его собственной кухне – вспомните Павлика Морозова. И оставаться непричастным будет все сложнее. Со злом невозможно договориться. Сначала выпускается мерч со шпицем первого, и его носят приближенные. Затем носить его требуют от всех. Потом наказывают тех, кто отказывается это делать. А дети становятся первыми жертвами тоталитаризма – наверное, потому их и называют «пионеры».
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: