В истории с задержанными ортопедами-травматологами прекрасно многое – от созданной в стране системы, при которой бюджетные деньги фактически закапывают в землю, до четких признаков конфликта между «гражданской» и «военной» администрациями во власти.
Александр Лукашенко сегодня вызвал председателя КГБ Ивана Тертеля, генпрокурора Андрея Шведа и министра здравоохранения Дмитрия Пиневича. Поводом для совещания стало уголовное дело о коррупции в системе здравоохранения, в рамках которого ранее были задержаны 35 ортопедов-травматологов.
Сама история началась еще в конце марта. Как было заявлено на сегодняшнем совещании – фигуранты дела советовали пациентам установить протезы, руководствуясь корыстными соображениями.
Как писала «Наша Нiва», в финансовые отделы больниц направлялись запросы о том, кто из врачей выполнял эндопротезирование суставов не за счет бюджетных закупок, а на платной основе пациентам. В результате почти все эти врачи и были задержаны.
Сама эта история, по информации издания, выросла из того, что эндопротезирование выполняется на основании огромной очереди, в ряде случаев превышающей 5 лет ожидания. А протезы, которые государство закупает большими партиями на основе тендера, не всегда отвечают требованиям пациента, ведь это продукция с широким диапазоном размеров и характеристик. И некоторые наименования лежат на складах так долго, что их уже нельзя использовать из-за истечения срока годности.
Как следует из сказанного Александром Лукашенко, он давно был в курсе расследования этого дела. И того, что врачей массово задерживают. Но, похоже, масштабы операции оказались слишком велики. Был задержан даже врач, консультирующий лично Лукашенко.
Задержание тридцати пяти ортопедов-травматологов не могло пройти бесследно для беларусской медицины. Если очередь и раньше растягивалась на годы, то теперь она просто замерла. Делать сложные операции стало практически некому. Из прозвучавшего на совещании можно сделать вывод, что министр здравоохранения Дмитрий Пиневич вынужден был обратиться к Лукашенко и попросить его решить судьбу врачей.
Не исключено, что будь ортопедов-травматологов в стране побольше, помочь им не смог бы никто. Но оказалось, что специализация это редкая. И почти все практикующие доктора арестованы. Вот и собрали совещание. А министра отправили в СИЗО, где он должен был лично побеседовать с каждым из задержанных. По словам Пиневича, врачам могут изменить меру пресечения, если они согласятся на три условия: безусловное признание вины, возмещение ущерба в кратном размере и определение им министром места дальнейшей работы.
В этой истории просматривается и конфликт «силовиков» с «гражданскими», последствия которого теперь приходится разбирать Лукашенко. Ведь контролирующую и карающую часть вертикали мало интересует, как работают экономика, медицина или консерватория. Их задача – ловить и наказывать. А основания для этого в нашей многоступенчатой и до предела забюрократизированной системе найти не так и сложно.
После событий 2020 года силовики вообще получили своеобразный карт-бланш. Они почувствовали себя фундаментом, на котором держится государство. Что, естественно, добавило им прыти. «Гражданским» же в этих условиях надо как-то выживать и работать. Конфликт тлел где-то в глубинах вулкана и в результате выплеснулся в виде совещания, на котором «верховному арбитру» пришлось урегулировать возникшие противоречия между этими «силовиками» и «гражданскими».
Так и нарисовался рассказанный Пиневичем сценарий разрешения проблемы с ортопедами-травматологами. На сей раз конфликт как-то, да разрешился. Однако в будущем таких инцидентов может стать все больше и больше. Ведь система устроена таким образом, что на «силовиков» возлагается гораздо больше надежд, чем на «гражданскую» администрацию. Поэтому проблемы в беларусской медицине не закончились. Генпрокурору Андрею Шведу поручено провести тщательную проверку сферы здравоохранения. В том числе вопросы обоснованности посредничества в сфере здравоохранения, очередность на оказание медицинских услуг.
В видеоверсии заявления генпрокурора эту часть можно было расслышать и как «очередность наказания медицинских услуг». И в этом есть что-то символическое. Ортопеды в этой очереди были не первыми. И, боюсь, не последними.
Вот и поставки лекарств генпрокурору поручено контролировать так же, как падеж скота.
Проверяющие в первую очередь смотрят на то, чтобы в документах был порядок. Их мало интересуют выручка, прибыль, бизнес-логика тех или иных решений. При таком подходе к бизнес-администрированию статей точно хватит на всех. Не исключено, что в той же медицине, учитывая масштабы миграции и повышенное внимание со стороны государства, операции скоро будут проводить силовики. А публичные совещания, на которых решается судьба специалистов той или иной отрасли с участием генпрокурора и профильного министра, могут стать новым трендом нашей действительности.
***
Мнения и оценки эксперта могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.