Рост цен или отставка правительства? На что рассчитывает Беларусь в транзитном споре

С 1 февраля Литва прекратила принимать грузы беларусских калийных удобрений. Премьер-министр Беларуси вновь пообещал принять жесткие ответные меры. О новых маршрутах транзита пока ничего не известно. На что рассчитывает Беларусь в этом «транзитном конфликте»?

Глава беларусского правительства Роман Головченко подтвердил журналистам, что Литва прекратила принимать грузы беларусских калийных удобрений, которые следуют на перегрузку в порт Клайпеды. По словам премьера, в Беларуси готовились к этой ситуации. И все поставки переориентированы.

«За счет более длинного плеча в Российской Федерации наши производители немного потеряли маржинальность, но она будет компенсирована ростом мировых цен, поэтому, по сути, мы ничего не потеряли, может, даже и выиграли», – пояснил Головченко.

Беларусская сторона намерена взыскать с литовского правительства штрафы за расторжение контрактов. Роман Головченко обвинил Литву и в нарушении межправительственного соглашения о железнодорожном сообщении, и документов, которые регулируют вопросы транзита для стран, не имеющих выхода к морю.

Речь, видимо, идет о Конвенции ООН «О транзитной торговле внутриконтинентальных государств», один из принципов которой гласит, что все государства предоставляют не имеющим выхода к морю государствам на основе взаимности право свободного и неограниченного транзита при всех обстоятельствах и в отношении всех видов товаров.

Проблему эту понимают и в Литве. Депутат литовского сейма Альгирдас Буткявичюс со ссылкой на адвокатов заявил, что договор с «Беларуськалием» мог быть расторгнут незаконно, в нарушение двух международных конвенций. И Литва должна разрешить беларусской компании перевозку беларусских удобрений через свою территорию. Правда, имена юристов, сделавших такие выводы, Буткявичюс журналистам почему-то не назвал.

Чем бы ни закончились судебные разбирательства, они займут немало времени. А проблему транзита надо решать уже сегодня.

Несмотря на заявления Романа Головченко о том, что все поставки переориентированы, до сих пор о новых маршрутах для калийных удобрений ничего не сообщалось. Более того, многие эксперты выражали сомнение в реальности перевалки таких больших объемов через российские порты.

Вот теперь и российский «Коммерсантъ» утверждает, что альтернативных вариантов транспортировки через РФ для беларусского калия сейчас нет. Прокладка маршрута через Россию, который Минск обсуждает с Москвой уже несколько лет, выглядит невозможной. Потому что в российских портах нет такого объема свободных мощностей. А есть в лучшем случае на 2–3 миллиона тонн в год вместо необходимых 11 миллионов. К тому же российские компании сами не хотят подставляться под санкции.

Более того, по информации издания, беларусские власти даже не пытались договориться о новых схемах с ключевыми российскими компаниями, у которых есть такие транспортные мощности.

На что в таком случае рассчитывает официальный Минск?

«Комменсантъ» полагает, что беларусское руководство может быть уверено в том, что в ближайшее время США и Европа сами откажутся от блокады экспорта калия. Ведь цены на удобрения после прекращения поставок «Беларуськалия» взлетят до исторических максимумов.

В этом есть рациональное зерно. Удобрения дорожали весь прошлый год. В 2021 году стоимость азотных и фосфорных удобрений на глобальном рынке по отношению к 2020 году выросла вдвое. Хлорид калия подорожал в 1,5 раза, а сложные NPK-удобрения – на 60%. Повлияли на рост цен и анонсированные санкции США против «Беларуськалия».

А возникший после сокращения поставок из Беларуси дефицит может еще больше взвинтить цены. Конечно, часть рынка «Беларуськалия» могут занять другие компании – та же канадская Nutrien, которая еще в 2016 году, в период падения цен на калийные удобрения, законсервировала некоторые шахты с высокой себестоимостью добычи. И теперь на фоне высоких цен вполне может быстро ввести в строй дополнительные мощности. Однако заместить весь объем, поставляемый «Беларуськалием», в любом случае будет непросто.

Рост цен приведет к росту давления на правительства США и ЕС со стороны собственных избирателей-фермеров. Добавим сюда негативную реакцию на рост цен Китая, Индии, ряда развивающихся стран. В той же Бразилии в стране в первом квартале 2022 года спотовые цены на калийные удобрения по прогнозам могут вырасти до 900-950 долларов за тонну. Представляется возможным, что, поддавшись внутреннему и внешнему воздействию, страны — учредители санкций против Беларуси могут пойти на попятную.

Сценарий интересный, но долгоиграющий. Плюс значительную часть беларусской продукции покупают тот же Китай и Индия. Зачем США и ЕС заботиться об этих рынках? К тому же если цены на удобрения взлетят до таких высот, то их может оказаться выгодно возить в Китай не то что железной дорогой, а даже грузовым транспортом. На ожидание развязки может уйти немало времени, которого у Беларуси нет.

Гораздо более вероятным представляется сценарий, при котором Беларусь начнет ломать Литву. Возможно, что и при участии России. Та вполне может согласиться поддержать союзника, заодно «насолив» Литве.

Запретив беларусский транзит, Литва и так теряет значительные суммы. По некоторым оценкам, речь идет о 270-300 миллионах долларов в год. Прибыль недополучат Литовские железные дороги, Клайпедский порт, мощности которого после потери беларусских нефтепродуктов и калия надо чем-то загружать.

Мэр Клайпеды Витаутас Грубляускас говорит, что некоторые портовые компании обеспокоены прекращением транзита удобрений. По его словам, из общения с представителями порта чувствуется, что прекращение транзита «Беларуськалия» – очень большая потеря для Литвы.

Потеряв объемы, «портовое лобби» может активизировать свои усилия.

Хватает и других санкционных проблем. Глава Литовской ассоциации частных железнодорожных компаний Томаш Кершис заявил, что в Литовских железных дорогах слишком широко относятся к санкциям, примененным к Беларуси со стороны ЕС и США, поэтому отклоняют заявки экспедиторов из других стран на перевозку грузов через Литву. В частности, из России и Казахстана.

Представитель ЛЖД Мантас Дубаускас признал, что такие факты были, но после разъяснений МИД заявки на грузовые перевозки пересматриваются.

То есть прямые и косвенные убытки только растут. Добавить могут и беларусские ответные меры, в очередной раз анонсированные вчера. Тут можно ждать чего угодно – и закрытия транзита для литовских перевозчиков, и остановку поставок сырья в эту страну.

Если поддержать союзника решит и Россия, введя свои контрсанкции, Литве придется еще тяжелее. Не исключен вариант, при котором правительство Ингриды Шимоните будет вынуждено уйти в отставку. Или как минимум пожертвовать определенными персонами из кабинета министров. Например, главой МИД Габриелюсом Ландсбергисом и министром транспорта Марюсом Скуодисом, которые уже подавали в отставку на фоне «транзитного конфликта», но тогда она не была принята.

Отставка правительства может стать тем мечом, который разрубит «гордиев узел» беларусско-литовских противоречий. Ведь экономика в современном мире все же зачастую оказывается впереди политики. Причем этот сценарий может занять гораздо меньше времени, чем мировой рост цен.

Для правительства Литвы ситуация осложняется и конфликтом с Китаем из-за открытого в Вильнюсе представительства Тайваня. Китай блокирует литовские товары. В борьбе на два фронта Литва могла бы надеяться на поддержку ЕС, но вопрос – захочет ли заступаться за нее «старая Европа». Например, та же Германия.

Помочь решить беларусские калийные проблемы теоретически могли бы украинцы. Как бы пригодился порт в Нижних и Верхних Жарах. Но отношения с Украиной сегодня тоже далеки до безоблачных. Ждать помощи и понимания с юга было бы, наверное, слишком оптимистично.

Так что опять вся надежда на Россию. Та, если и не поможет своими портами для транзита, то может надавить на Литву, чтобы этот транзит восстановить. Возможно, поэтому беларусские власти и считают свое положение в «калийном споре» не таким уж безнадежным.

Пока же сама история с калийным транзитом ярко демонстрирует несогласованность санкционной политики Запада. За санкции, учрежденные США, пока вместе с Беларусью расплачивается и Литва. И о помощи этому балтийскому государству от сильных мира сего пока тоже ничего не слышно.

***

Мнения и оценки автора материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!