Транзитный конфликт. Последний поезд в Клайпеду?

Главное
Рудник, фото Беларуськалий

В ночь с понедельника на вторник должен прекратиться транзит продукции «Беларуськалия» через Литву. И пока официальный Минск анонсирует ответные меры, литовские официальные лица сохраняют полнейшее спокойствие.

Последний состав с калийными удобрениями, согласно договору, подписанному Литовскими железными дорогами и «Беларуськалием», должен въехать в Литву сегодня около 19:20. И добраться до Клайпедского порта до полуночи. Об этом BNS сообщил представитель ЛЖД Мантас Дубаускас в воскресенье вечером.

Напомним, что 17 января Литовская железная дорога официально уведомила «Беларуськалий» о решении правительства Литвы признать заключенный в 2018 году договор недействительным. «Беларуськалию» была представлена и копия постановления правительства, и заключения Координационной комиссии, которая говорит о несоответствии контракта национальной безопасности.

После этого заявки на транспортировку беларусских калийных удобрений подали пять компаний. Литовские железные дороги решили не удовлетворять заявки «Беларусской калийной компании», «Белинтертранса» и «Белкалий-Мигао». Позднее были получены еще две заявки на транспортировку. Их подали компании Lit Salt Trade и Belintertrans Baltik. Эти две заявки, как и заявку БКК, Литовские железные дороги передали в Координационную комиссию.

«На февраль не утверждена ни одна заявка», — сказал Мантас Дубаускас.

Министр транспорта Литвы Марюс Скуодис тоже заявил, что у него нет информации об отправляемых грузах удобрений после 1 февраля.

До расторжения через Литву ежедневно следовало около 6-7 составов с калием, по 60 вагонов в каждом, или около 5 тыс. тонн удобрений. Транзит удобрений через Литву неуклонно рос более десяти лет, и в последние годы составлял около 11 млн тонн.

Александр Лукашенко поручил правительству реализовать комплекс мер в отношении Литвы из-за ограничений на транзит калия. Полный пакет действий со стороны официального Минска пока не озвучен. Но ранее речь велась, например, о закрытии границы для перевозчиков из соседней страны, запрета на транзит через Литву любых беларусских грузов, остановкой поставок сырья и перекрытием транзита из Украины.

Между тем литовские официальные лица сохраняют полное спокойствие. Да и в литовских СМИ озвученные сегодня в Минске угрозы остались фактически незамеченными.

Премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните лишь высказала уверенность, что юристы проанализировали последствия решения правительства, которое приведет к расторжению договора ЛЖД и «Беларуськалия».
Комментировать угрозы официального Минска глава литовского правительства не стала.

Как известно, Литва понесет существенные финансовые потери после остановки транзита. Добавить проблем может и иск «Беларуськалия», поданный в Вильнюсский окружной административный суд. Представитель суда по связям с общественностью Аудрис Кутревичюс подтвердил, что беларусская компания требует временной приостановки действия и постановления правительства, и заключения по проверке сделок стратегических компаний.

Вопрос о принятии жалобы и применении мер по обеспечению жалобы суд должен решить в начале следующей недели.

«Беларусская компания заявляет, что в случае нарушения договора ЛЖД она оставляет за собой право требовать полной компенсации понесенных убытков, включая прямые убытки, а также возможную компенсацию партнерам во всех странах мира», – сообщало агентство BNS.

Литовские СМИ сегодня тоже практически не заметили угроз официального Минска. Они были озабочены включением Лихтенштейна и Сербии в перечень стран, против которых беларусское правительство ввело продовольственное эмбарго, очередями грузовиков на беларусско-литовской границе, коронавирусом и последствиями бури на взморье. В общем, чем угодно, только не проблемами с «Беларуськалием».

На чем же базируется литовское спокойствие?

Возможно, тут уже махнули рукой на «Беларуськалий», его грузы и реакцию беларусской стороны.

«Я думаю, что основной вопрос — это вопрос репутации компании, находящейся под контролем государства, и вероятность попадания в список компаний, в отношении которых применяются санкции нашим стратегическим партнером (США)», — сказала премьер Ингрида Шимоните, комментируя обращение «Беларуськалия» в суд.

Видимо, риск от попадания ЛЖД под санкции США в Вильнюсе оценивают выше, чем от беларусских контрмер. Возможно, литовская сторона надеется на помощь этих самых стратегических партнеров – на США и на ЕС. В том числе и финансовую.

Например, уже сейчас звучат призывы некоторых экспертов «привести в порядок» национальный санкционный режим в Литве. И синхронизировать его с применением санкций другими государствами, такими как США или члены НАТО. Например, учитывать, что компании, заключающие договоры, должны иметь возможность их расторгнуть в случае попадания контрагентов в санкционные списки. И провести эту работу надо быстрее, поскольку могут появиться и другие санкции. И не только против Беларуси, но и против России.

При таком сценарии литовские власти могут пойти до конца и не допустить возобновления транзита беларусского калия.

Возможен и другой вариант. Ситуация с транзитом может измениться, если суд приостановит действие постановления литовского правительства. В этом случае транзит калийных удобрений в Клайпеду может быть возобновлен, а литовская сторона сможет, по выражению Александра Лукашенко, «сохранить лицо». Суд есть суд, и любая цивилизованная страна должна выполнять его решения.

Но суд, по сообщениям литовских СМИ, рассмотрит иск «Беларуськалия» только на следующей неделе. А последний поезд с удобрениями пройдет сегодня. Этих нескольких дней закрытия транзита вполне может хватить официальному Минску для введения в действие своих контрсанкций. Ведь отступать беларусским властям некуда.

Ранее беларусские власти заявляли, что с мая-июня 2021 года прорабатываются альтернативные маршруты поставок калийных удобрений. Однако это непростая задача. С нефтепродуктами аналогичная эпопея длилась около полугода – столько времени занял процесс от данного поручения до подписания договора. А с удобрениями и того сложнее – России не хватает портовых мощностей даже для экспорта собственной продукции.

Правда, есть и третий вариант – в данный момент литовские и беларусские власти ведут напряженные переговоры, которые не афишируются. В надежде найти взаимоприемлемое решение. Хотя этот сценарий все же кажется неправдоподобным – слишком велики сегодня противоречия между двумя странами.

А значит, транзитный конфликт пока далек от завершения. И света в конце калийного тоннеля больше не стало.

***

Мнения и оценки автора материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.news


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: