«Зянон шчэ патанчыць на вашых касьцях»: зачем Лукашенко опять вспомнил Позняка

Главное
Прибытие эшелона с российскими военными. Фото: mil.by

Александр Лукашенко, утверждая решение об охране границы, вступил в заочную полемику с Зеноном Позняком. Заявления уехавшего еще в 1996 году в эмиграцию политика периодически используются властью для подкрепления удобных ей тезисов. Убеждая то ли его, то ли себя самих.

Накануне в интервью «Радыё Рацыя» Зенон Позняк заявил, что под видом учения «Союзная решимость — 2022» происходит оккупация Беларуси.

Александр Лукашенко процитировал выдержки из интервью Позняка и назвал его антиподом своей политики. По мнению Лукашенко, сегодняшние оппоненты власти уступают Позняку.

«Я редко называю фамилии, но обращаюсь к словам Зенона Станиславовича не потому, что он для нас какой-то образец. Это антипод нашей политики. Но я его очень хорошо знаю, как и он меня. Человек не глупый, понимает все. Все беглые наши очень далеки от него в плане понимания», — сказал Лукашенко.

И обратился к Позняку: «Где же ты был, борец за суверенитет и независимость, в 2020 году, когда нас вот-вот готовы были оккупировать? Почему тогда не защищал суверенитет и независимость? Где ты был?»

В чем не откажешь многолетнему лидеру партии КХП-БНФ Зенону Позняку – так это в его жесткой позиции по отношению к России. Зенон Станиславович всегда видел, и не без оснований, угрозу для независимости Беларуси с Востока. Отсюда его заявления – иногда спорные, иногда неоднозначные. И порой, как ни странно, идеально укладывающиеся в русло риторики беларусских властей. Когда им выгодно – о Позняке снова вспоминают.

Зенону Станиславовичу уже не раз «отдавали должное». Не только в последние пару лет. В 2006 году, выступая перед делегатами третьего Всебелорусского народного собрания, Лукашенко говорил: «Правда, надо отдать должное тому же Позняку. Даже этот крайний радикал не агитирует Запад принимать против Беларуси экономические санкции. Понимает, что это было бы прямым предательством своего народа и что на западные деньги счастья беларусскому народу не принести. А сегодня наши «альтернативные» к этому и призывают, разъезжая по западным государствам».

Накануне выборов 2020 года отношения с Россией у беларусских властей были вовсе не безоблачными. Чего стоит только скандал с «вагнеровцами». Хотя имена «недоброжелателей в России» не назывались, факт их наличия не скрывался.

И тут кстати пришелся Позняк. Зенон Станиславович заметно активизировался в ходе президентской кампании 2020 года. В том числе критикуя кандидатов – соперников Лукашенко.

Например, за Виктором Бабарико, по версии лидера КХП-БНФ, стояли «русский мир», Газпром, Москва». И Бабарико «потенциально более вредный враг беларусской нации, чем Лукашенко». Впрочем, Валерий Цепкало тоже играл в пользу России. И Цепкало, и Бабарико, по его мнению, служили лишь для привлечения избирателей на участки.

В тот момент это совпало с позицией Лукашенко, который тоже обвинял Цепкало в работе на ФСБ.

Власть тут же растащила лидера КХП-БНФ на цитаты. Поддержал Позняка министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей.

«Знаете, мне очень понравились оценки Зенона Позняка, оценки некоторых ситуаций в Беларуси, некоторых кандидатов. Я во многом с ним согласен, это то, что называется «бачыць здалёк — бачыць трапна», он видит точно, что происходит, и оценки дает адекватные. Думаю, если бы он был в Беларуси и имел больше информации, он дал бы еще более точную оценку ситуации», — сказал тогда Макей.

«Я думаю, что те заявления, которые сейчас делают политики — от Зенона Позняка до Анны Канопацкой — достаточно ответственные», – отмечал 17 июля 2020 года политолог Вадим Гигин в программе «Марков. Ничего личного».

«И даже такие радикальные оппоненты руководителя страны, как Зенон Станиславович Позняк – даже он осознал, что за какими-то беспорядками могут скрываться третьи силы, – вторил ему Юрий Воскресенский. — Они не обязательно могут быть с Запада, они могут быть и с Востока, и с Юга, и с Севера».

В 2021 году, после введения санкций, Позняк снова пришелся «ко двору».

«Санкции Запада в отношении беларусских властей абсолютно бессмысленны и приведут к обнищанию народа, массовой миграции и безразличию оставшихся в стране беларусов к демократическим ценностям», — заявил политик в сентябре.

А 16 октября в передаче «Клуб редакторов» председатель правления ЗАО «Второй национальный телеканал» Марат Марков высказался про Позняка:

«В Беларуси, к сожалению, со времён политика Позняка не было реальной оппозиции. Потому что главная черта оппозиции – это патриотизм. Она имеет альтернативное мнение, но она работает на государство. И, естественно, ни один политик, призывающий к санкциям или забастовкам, не может являться оппозицией – он враг народа. Давайте называть вещи своими именами».

Провластный политолог Александр Шпаковский отмечал, что Позняк никогда не был предателем, «хотя та модель Беларуси, которую мы отстаиваем, для него является чуждой».

Позняк уехал давно. И пусть все это время Зенон Станиславович методично и порой жестко критиковал беларусское руководство, особой угрозы он все же не представлял.

А потому стало выгодно противопоставлять его нынешним «беглым»: то ли дело раньше оппозиция была, пусть и радикальная, зато патриотичная.

После выборов 2020 года Лукашенко остался в изоляции. Навалились санкции, а из «друзей» остался один Путин. И вот уже готовятся совместные беларусско-российские учения, и «кругом враги». И российские воинские части прибывают в Беларусь. Может, не 200 эшелонов, как заявил Позняк. Но все же в немалом количестве.

Беларусско-российские учения внеплановые, про них было заявлено в конце ноября 2021 года, якобы в ответ на рост напряженности на границе. При этом их назначение напоминает большую российскую геополитическую игру, в которую беларусские власти то ли не посвящены до конца, то ли не имеют возможностей от нее отказаться. Не потому ли тема неприкосновенности независимости снова стала актуальной?

Возможно, в Минске все же понимают, что, пустив козла в огород, выгнать его оттуда будет не так-то просто. Поэтому и вступают в заочную дискуссию с Позняком. Убеждая в том, что опасности оккупации нет.

Убеждая его? Или себя?

Круг замкнулся. Зенон Позняк все эти годы хотя бы был последователен.

***

Мнения и оценки автора материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.news


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: