Польша рассматривает возможность серьезных санкций против Беларуси, включая закрытие границы, транзитных и торговых переходов. Об этом заявил премьер-министр страны Матеуш Моравецки.
Пока для движения автомобильного транспорта закрыт только переход «Брузги-Кузница». Напомним, польская сторона закрыла его две недели назад, после того, как туда направилась большая группа мигрантов.
Между тем российский бизнес уже озабочен очередями из грузовиков, образовавшимися на границе Беларуси и Евросоюза.Консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ) обратился к первому вице-премьеру РФ Андрею Белоусову с просьбой помочь в решении проблем автоперевозок из Европы в Россию, возникших на фоне миграционного кризиса, пишет «КоммерсантЪ».
В совет входят крупнейшие компании, занимающиеся производством и дистрибуцией товаров повседневного спроса, такие как Danone, Mars, Metro, PepsiCo, Sanofi, Coca-Cola, Unilever и другие. В письме утверждается, что время перехода границы на переходе «Бобровники-Берестовица» увеличилось до 80 часов, а день простоя автомобиля обходится минимум в 500 евро. На альтернативных маршрутах через Литву и Латвию также начали появляться заторы. Притом, что эти альтернативные пути и так обходятся в среднем дороже на 300 евро за машину.
Через беларусско-польскую границу проходит около 10% российского импорта в натуральном выражении, включая продовольственные и непродовольственные товары, в том числе первой необходимости, медизделия, сырье, компоненты, упаковку и оборудование, утверждают авторы письма. Более 90% поставок приходится на автомобильный транспорт.
«Сохранение сложившейся ситуации может существенным образом повлиять на цепочки поставок и доступность товаров для населения, особенно учитывая увеличивающийся грузооборот и повышенный спрос на продукцию в преддверии новогодних праздников»,— предупреждают в КСИИ.
Крупный бизнес просит оказать содействие обеспечению межведомственной координации и подготовке к увеличению грузопотоков через границу РФ с Латвией.
Российское экспертное сообщество также встревожено возможным закрытием беларусско-польской границы. Любые ограничения и тем более прекращение транспортного сообщения между Беларусью и Польшей приведут к негативным последствиям для внешней торговли РФ, уверены эксперты российского Центра стратегических разработок.
«Более 90% импорта через беларусско-польскую границу осуществляется автомобильным транспортом, и около 75% экспорта – железнодорожным транспортом», — добавили в организации.
В частности, через это направление идут перевозки грузов в страны Центральной и Западной Европы, в том числе в отдаленные от морской инфраструктуры регионы Германии, Франции, Италии.
В ЦСР напомнили, что через Беларусь и Польшу проходит один из основных трансевропейских автомобильных транспортных коридоров: Берлин – Варшава – Брест – Минск – Смоленск – Москва – Нижний Новгород, а также аналогичный железнодорожный транспортный коридор.
«Закрытие границы, а также ограничение или временная приостановка транспортного сообщения приведут к существенным перебоям в поставках импортных товаров в Россию. Будет затронут и экспорт, хотя и в меньшей степени», — полагают эксперты ЦСР.
В отличие от Александра Лукашенко, который считает, что грузопоток в этом случае пойдет через Донбасс, эксперты уверены в других маршрутах в случае эскалации конфликта.
По словам руководителя проектов направления «Экономика инфраструктурных отраслей» ЦСР Никиты Маховского, в случае ограничения или прекращения транспортного сообщения РФ сможет найти альтернативные маршруты. «В первую очередь, следует обратить внимание на возможность переориентации части грузопотоков через направление портов Балтики и Северо-Западного бассейна. При этом стоит учитывать усложнение логистических и таможенных процедур, а также увеличение сроков доставки грузов морским транспортом».
Так что переориентация транспортных потоков не будет для экономики России безболезненным и простым делом.
По данным таможенной статистики, через территорию Беларуси в Россию ввозится в общей сложности более 8 миллионов тонн грузов в год. В январе-мае 2021 года этот объем составил около 2 миллионов тонн. Из этих объемов 25-26% приходится на товары, происходящие из Германии, 11% — на товары Польши, 9-10% — Италии, около 6-7% — Франции. Такие данные приводила руководитель направления «Экономика несырьевого сектора» ЦСР Ксения Банникова.
К тому же, по мнению экспертов, ограничение транзита европейских товаров через территорию Беларуси окажет давление на беларусский рубль. «Это приведет к нарушению цепочек поставок товаров, снизит поступление валютной выручки, что окажет дополнительное давление на национальную валюту», — заявил агентству «Прайм» директор группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Михаил Николаев.
По данным Евростата, объем перевезенного между ЕС и Беларусью груза по видам транспорта в 2020 году составил 1 651 487 тонн импорта железной дорогой и 9 521 010 тонн автотранспортом. По экспорту – 60 796 тонн железнодорожным транспортом и 174 641 тонн автомобильным.
Еще один аспект – маршрут Китай – Европа – Китай. За девять месяцев 2021 года перевозки транзитных контейнеров в сообщении Китай — Европа — Китай по железной дороге выросли на 47 процентов и составили 568,7 тысячи единиц в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ). А по сравнению с январем-сентябрем допандемийного 2019-го количество контейнеров увеличилось в 2,3 раза.
В условиях коронавирусной пандемии и глобального кризиса железнодорожный остаётся одним из самых устойчивых, и тем самым востребованных видов транспорта, соединяющего Китай и Европу. По данным оператора ОТЛК ЕРА, с начала 2015 года объем контейнерных перевозок компании на трассе Казахстан-Россия-Беларусь увеличился более чем в 10 раз.
Ежемесячно общий объем перевозок по Беларусской железной дороге составляет более 700 контейнерных поездов. При этом в среднем в сутки только в сообщении Китай — Европа — Китай обеспечивается транзитное проследование и терминальная обработка 24 контейнерных поездов – такие цифры приводила пресс-служба БЖД.
Так, из Китая транзитом через Беларусь в адрес европейских потребителей еженедельно отправляется от 90 до 100 контейнерных поездов. В 2021 году рост объемов контейнерных перевозок в двадцатифутовом эквиваленте прогнозируется в 1,6 раза к аналогичному периоду 2020 года, в том числе Китай – Европа – в 1,5 раза, Европа – Китай — в 1,9 раза.
Закрытие беларусско-польской границы, вне всякого сомнения, ударит и по этим перевозкам. И если допустить, что Россия, которую европейские политики не раз упрекали в содействии официальному Минску в развязывании миграционного кризиса, вполне может сознательно пойти на некоторые издержки, то Китай, не исключено, окажется недоволен таким поворотом событий. Что скажется не только на доходах беларусской экономики, но и на репутации Беларуси как надежного транзитного партнера.
Хотя Китай может и не уговаривать, а задействовать запасные варианты. Одним из таких может стать проект ТРАСЕКА (аббревиатура от Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia). Программа была создана в 1993 году на основе Брюссельской декларации при участии Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Позже к этим странам присоединились Молдова, Монголия, Украина, Турция, Румыния, Болгария и Иран. Основная цель проекта — развитие транспортного коридора из Европы в страны Центральной Азии через Чёрное море, Кавказ и Каспийское море.
Еще в 2015 году первый поезд, отправленный в рамках нового «Шелкового пути», прибыл из Китая в Грузию. Пока проект развивается медленно. Однако отмечалось, что развитие программы ТРАСЕКА будет в значительной степени зависеть от планов Китая по реализации стратегии «Один пояс — один путь». И если на маршруте через Россию – Беларусь возникнут проблемы, Китай может вложить ресурсы в альтернативные варианты. Что, в свою очередь, может не понравиться уже России. Так что возможное закрытие беларусско-польской границы может спровоцировать серьезные тектонические сдвиги как минимум в мировой логистике.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: