Вчера Владимир Путин и Александр Лукашенко согласовали все 28 программ в рамках Союзного государства. Уже сегодня интеграционный пакет должен быть рассмотрен на уровне правительств. Окончательно утвердить документы планируется 4 ноября на заседании Высшего госсовета Союзного государства.
Поскольку полностью ни одна из программ интеграции пока так и не опубликована, выводы об их содержании можно сделать только из заявлений Лукашенко и Путина по окончании переговоров в Москве. Итак, если коротко о ключевом.
Как заявил Путин на итоговой пресс-конференции, договор об объединении газового рынка двух стран будет подписан до 1 декабря 2023 года. Пока же цена российского газа для Беларуси сохранится на уровне 2021 года без поправки на долларовую инфляцию. Напомним, что в 2021 году Беларусь и закупала газ по цене в 128,5 долларов за 1 тыс. куб м. Газовый вопрос долгие годы был камнем преткновения в беларусско-российских переговорах. Беларусь требовала скидок, Россия же уверяла, что продает союзнику газ и так существенно дешевле, чем остальным государствам Европы. Будет ли после унификации рынков цена такой же, как для западных российских регионов – вопрос пока открытый. Также прозвучало, что у Беларуси и России будет единый рынок нефтепродуктов и электроэнергии.
Беларусь и Россия планируют создать общее платежное пространство в рамках Союзного государства. По словам Путина, стороны договорились о единой макроэкономической и денежно-кредитной политике, гармонизации налогового и таможенного законодательств. При этом Путин уточнил, что о единой валюте говорить рано — важно сначала наладить единую макроэкономическую политику.
По словам Путина, до конца следующего года Россия выделит Беларуси порядка 640 млн долларов. Беларусская сторона накануне встречи через СМИ намекала на желание получить 3 млрд долларов от Евразийского фонда стабилизации и развития, но об этом речи на итоговой пресс-конференции не велось.
Лукашенко и Путин обсудили формирование единого оборонного пространства государств и обеспечение безопасности.
О единой валюте говорить рано – слова Путина. Но «рано» не значит «никогда». И из того, что пока этот вопрос откладывается, вовсе не следует, что к нему не вернутся. В том числе и в недалеком будущем.
Беларусская сторона неоднократно заявляла, что речи об утрате нашей страной суверенитета не идет. Однако снова процитируем Владимира Путина.
«Нужно создавать экономическую базу отношений, а остальное — политическая надстройка, как говорили в прошлые времена, – заявил Путин. — Вот мы сделаем то, о чем договорились, тогда и будем готовы к следующим шагам».
Из этого можно сделать вывод, что следующие шаги предполагаются. По крайней мере, российской стороной.
А результатом единой оборонной политики уже стало присутствие российских боевых частей на территории Беларуси – зенитных ракетных комплексов С-400 в Гродно и многоцелевых истребителей Су-30СМ в Барановичах.
Ключевая проблема беларусско-российских отношений – различные весовые категории договаривающихся сторон. У России есть ресурсы и время, у Беларуси они крайне ограничены. Даже основного козыря – шантажа разворотом на Запад – в колоде беларусских властей уже не осталось. В свете этого говорить о равноправной интеграции вряд ли представляется возможным. Слишком неравные стартовые условия у переговорщиков.
Потеря экономической независимости и возможности принимать собственные, выгодные именно для своей страны решения— первый шаг к утрате суверенитета. Даже если формально он сохраняется. В конце концов, никто не мешает сегодня Рамзану Кадырову карать неугодных ему оппонентов на вверенной ему территории. Но денежно-кредитная и налоговая политика при этом в Чечне российские.
***
Мнения и оценки автора материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.
* * *
Понравился материал? Обсуди его в комментах сообщества Reform.by в Facebook!