Беларусь – Украина: по тонкому льду

Главное
Евген Магда, директор Института мировой политики (Украина), доцент Национального технического университета Украины. Фото: Дмитрий Безрук.

Отношения между Беларусью и Украиной сегодня находятся на самом низком уровне за почти 30 лет независимого развития наших стран. Скандал вокруг захвата Романа Протасевича и Софии Сапеги ухудшил их еще больше, и траектория развития все больше напоминает пике.

Для начала сухая статистика: в 2019 году товарооборот между Украиной и Беларусью составил 5,9 миллиарда долларов (причем третий год подряд его динамика была положительной), а по итогам 2020-го снизился до 4,5 миллиарда. Наши страны все еще остаются формально приоритетными торговыми партнерами, но в реальной жизни возможности для взаимодействия стремительно сокращаются.

И дело даже не в закрытии Украиной своего неба для полетов «Белавиа» и отказе направлять рейсы украинских авиакомпаний в Беларусь. Здесь вопрос, кстати говоря, не столько логистический, сколько политический: через столицу Беларуси традиционно летали в Россию и из нее украинские политики и бизнесмены. Далеко не все из них пользовались услугами бизнес-джетов, подобно Виктору Медведчуку и Тарасу Козаку. Теперь придется искать новые маршруты, параллельно учитывая коронавирусные ограничения в разных странах.

Александр Лукашенко, анонсировав полеты «Белавиа» в Крым, хочет выстрелить дуплетом: хотя бы частично компенсировать сокращение полетов беларусских самолетов и сделать приятное Владимиру Путину. Здесь следует напомнить не только о том, что с 2014 года аннексия Крыма Россией официально не признавалась руководством Беларуси, весьма прохладно Александр Лукашенко отнесся и к самопровозглашенным Южной Осетии и Абхазии. Украинский МИД пообещал новые санкции, если хотя бы один беларусский самолет приземлится в оккупированном Россией Крыму.

Объемы беларусского экспорта в Украину вдвое превышают объемы импорта, и в Минске не без оснований рассчитывают, что найти замену их нефтепродуктам и битуму украинским властям будет непросто. Дескать, «Большое строительство», являющееся имиджевым проектом Владимира Зеленского, может притормозить. В Киеве уверяют, что способны найти альтернативу беларусским поставкам, но многое будет зависеть от санкционной политики США и ЕС. После показательной российской игры военными мускулами на украинской границе весной 2021 года, проведение российско-беларусских учений «Запад-2021» в сентябре будет проходить при повышенном внимании соседей. И если Украина рассчитывает на солидарность других соседей Беларуси, ей нужно и самой демонстрировать политические шаги.

Отмечу, что Украина еще 22 апреля ввела 35-процентную ограничительную пошлину на беларусские грузовики и автобусы, что вряд ли улучшило отношения между Киевом и Минском. Если в июле 2020 года администрация столицы Украины и МАЗ договорились о лизинге 200 автобусов, то уже в апреле 2021 года Львов отказался от результатов тендера на закупку 100 беларусских автобусов. Не менее интересным выглядит отказ от беларусских грузовиков, поскольку с 2014 года десятки из них (формально собранные из машинокомплектов) оказались на службе в Вооруженных Силах и Национальной гвардии Украины.

Развитие ситуации вокруг Романа Протасевича может испортить двусторонние отношения сильнее, чем похищение российскими спецслужбами в Гомеле 18-летнего гражданина Украины Павла Гриба в августе 2017 года. Выступая перед представителями беларусского истеблишмента 26 мая, Лукашенко обвинил Протасевича в том, что он «убивал жителей братской Украины». Провластные беларусские медиа и марионетки России на Донбассе начали мощную медиакампанию по дискредитации Протасевича и созданию образа безжалостного карателя, на который многие беларусы должны отреагировать на уровне подсознания. После встречи с Путиным в Сочи Лукашенко выразил готовность допустить на допрос Протасевича «следователей» из так называемой ЛНР, что фактически является ее признанием де-факто. Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба пообещал «сделать больно» Лукашенко в случае встречи Протасевича со «следователями». Неудивительно, что после его заявления началась информационная спецоперация вокруг вояжа из «ЛНР» в Беларусь, позволяющая увеличивать степень дискредитации Лукашенко.

Впрочем, он во многом справляется и сам. В уже упомянутом выступлении 26 мая Лукашенко не просто заявил о готовности превратить Беларусь в «центр новой Евразии», но и сообщил о миллионах украинцев, борющихся на западной границе за кусок хлеба и олигархах, вагонами вывозящих украинский чернозем. За время своей политической карьеры Лукашенко неоднократно делал резкие заявления в адрес Украины, но столь соответствующих канонам российской пропаганды пока не звучало.

По всей видимости, поднимая ставки в направлении ОРДЛО, Лукашенко стремится не допустить признания официальным Киевом Светланы Тихановской как представителя беларусского народа. Отмечу, что Украина является единственным государством-соседом Беларуси, в котором Тихановская не побывала после августа 2020 года. Ее виртуальное участие в видеоконференции Люблинского треугольника в зачет не идет, но объясняет в свете последних событий сдержанность официального Киева. Жаль, что сам Лукашенко не осознает, насколько опасной для Беларуси может быть его прогулка навстречу пожеланиям Путина.

Евген МАГДА, Институт мировой политики (Киев, Украина). Статья предоставлена iSANS специально для Reform.by.

***

Мнения и оценки автора материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

* * *

Понравился материал? Обсуди его в комментах сообщества Reform.by в Facebook!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.news


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: