1 февраля в суде Ленинского района Минска началось рассмотрение административного дела журналистки TUT.by Надежды Калининой. Процесс не завершился, в суде объявили перерыв до получения видео с места происшествия. Так как 72 часа с момента задержания истекли, журналистку отпустили.
Надежда была задержана в пятницу, 29 января около 16 часов в ДК «Камволь». Она пришла туда, чтобы попасть на съезд делегатов Всебеларусского народного собрания от Минска, с которого должна была сделать репортаж. Однако ее задержали и отправили на Окрестина. До суда коллеги и адвокат Калининой даже не знали, за что на нее составлен протокол.
Судебное заседание проходило удаленно: Надежда оставалась в изоляторе и участвовала в суде по видеосвязи. Дело рассматривала судья Татьяна Шотик. Как оказалось, на журналистку оформлено два протокола: об участии в несанкционированном мероприятии повторно в течение года (ее уже задерживали на работе и судили как участницу митинга в сентябре) и о неповиновении милиции.
Надежда на суде сообщила, что к ней за три дня ни разу не допустили адвоката, хотя она требовала этого восемь раз. Она также рассказала об обстоятельствах задержания. Девушка пришла в ДК «Камволь» и на входе у охранника спросила, можно ли ей, как журналисту, пройти. Ей сказали, что нет, так как она не зарегистрирована. Калинина спросила, может ли она зарегистрироваться, ее попросили подождать, а спустя некоторое время попросили покинуть помещение. Когда она уже выходила из здания, сзади услышала топот и увидела людей в черном. Они, не представляясь и ничего не объясняя, задержали ее, засунули в серый микроавтобус и увезли в Ленинское РУВД.
В протоколе Калининой было написано, что она якобы стояла у проезжей части, пикетировала, выкрикивала лозунги за честные выборы и при задержании оказала сопротивление. В суде свидетелем выступил милиционер с измененной фамилией (хотя в первоначальном протоколе свидетель вообще указан не был). Он дал показания, которые не совпадали с протоколом: по его словам, журналистка кричала «Жыве Беларусь» и не сопротивлялась задержанию, также не совпадало место нарушения.
Надежда Калинина и ее адвокат ходатайствовали о востребовании судом видеозаписи с камер наблюдения, на которых должна быть видна истинная картина случившегося. Однако судья ходатайство отклонила.
Адвокат журналистки в своем выступлении подчеркнул, что у милиции нет никаких доказательств пикетирования, у Надежды не найдено никакой протестной атрибутики и задержана она была совсем не там, где указано в протоколе. В итоге судья все же пришла к выводу о необходимости истребовать видео из дома культуры. Суд будет продолжен после его получения.
На заседании Надежда Калинина также рассказала об условиях содержания на Окрестина: в 5-местной камере находилось 12 человек, в том числе несколько пенсионерок, было душно, не было матрасов, подушек и белья — спать приходилось на голых нарах и на полу, не передавали передачи, из средств гигиены выдавали только туалетную бумагу в ограниченном количестве и иногда мыло, лишь вечером воскресенья выдали зубную пасту и прокладки. Надежда чувствовала себя плохо, у нее обострилась мигрень и началась тахикардия. Уже после освобождения она подробнее рассказала об этом у стен ИВС — видео было опубликовано в телеграм-канале «Onliner«.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: