Александр Лукашенко сегодня в детской инфекционной больнице рассказал, как принимал решение о возвращении митрополита Тадеуша Кондрусевича. Его не пустили в Беларусь в конце августа, когда он возвращался из поездки в Польшу. Глава католической церкви в нашей стране смог вернуться накануне Рождества и успел провести торжественные службы.
Лукашенко принимал решение пустить Тадеуша Кондрусевича в страну после визита специального посланника Папы Римского Франциска бывшего Апостольского нунция в Беларуси архиепископа Клаудио Гуджеротти. По словам Лукашенко, посланник передал ему письмо от Папы.
«Вы знаете мой недостаток как политика. Меня часто даже обычные люди упрекают: «Александр Григорьевич, ну зачем вы вот это говорите, зачем вы душу раскрываете? Они ж плюнут вам тут…» Я сторонник искренней, честной и открытой политики. Хотя в политике нет такого, быть не должно. Но скажу вам честно и искренне, как это было. Главное. Там много было вопросов, письмо он передал мне от Святейшего», — начал рассказ Лукашенко. Видеозапись его выступления опубликовал телеграм-канал «Пул первого», приближенный к президентской пресс-службе.
Лукашенко отметил, что очень уважает Папу Римского.
«Вы знаете мои отношения с нынешним Папой Франциском. Я его очень уважаю. Вот это такой наш человек. Он не играется в политику, хотя он же глава государства. Я его письмо прочитал прямо при Гуджеротти. Мелким шрифтом на двух листах. Очень много, очень добрых слов много в адрес государства, в адрес людей. Хороший человек. И один из вопросов — вернуть на Рождество Кондрусевича», — сказал Лукашенко.
Он подчеркнул, что на тот момент у него не было решения.
«Я ж понимаю, это тоже политика. Каждый хочет сохранить лицо, каждый еще чего-то. Ну а я на то время, хотя я предполагал, что этот будет вопрос от Гуджеротти (а с Гуджеротти мы тоже давно-давно знакомы, он у нас работал, толковый тоже человек, очень любит беларусский народ и всегда откровенно и честно высказывался в поддержку нашего народа. Поэтому его и выбрали, хотя он в Великобритании уже служит нунцием папским). Вот, и у меня не было решения, когда он мне сказал о Кондрусевиче. Я честно ему признался при министре. Но, учитывая прочитанное и просьбу Папы Римского, [сказал, что] мы подумаем», — заявил глава государства.
Александр Лукашенко подчеркнул, что это не игра в политику. Он рассказал, что пообещал дать ответ до отлета папского посланника.
«Вы когда улетаете? — Завтра утром. — До вечера мы дадим вам ответ. То есть у меня не было готового решения. Это не игра в политику, но тем не менее правительству, МИДу и прочим [сказал]: вы сядьте и выработайте свою позицию и мне доложите», — продолжил он.
Александр Лукашенко отметил, что католики никогда не создавали проблем, а возвращение Кондрусевича будет плюсом для верующих, тем более что сейчас митрополит не представляет опасности.
«Позиция была такова, что надо, чтобы он вернулся на эти католические праздники в Беларусь. Но я уже подумал о людях. Вы знаете, католики люди особые, но они же никогда нам никаких проблем не создавали. Я рассказывал, что в жизни вообще с ними сталкивался, наверное, с детства, хоть и на востоке родился. И подумал, что, ну, наверное, это будет какой-то небольшой плюс для этих католиков, и они нормально это оценят. Ну а он, ну в чем он сейчас для нас опасен? Никакой опасности не представляет. Это была моя позиция. Ну и когда мне после обсуждения в правительстве доложили позицию, они совпали. И было принято решение о том, что пускай приезжает», — сказал он.
Александр Лукашенко отметил, что не нужно рассматривать эту ситуацию, как чью-то победу.
«И не верьте тому, что тут, знаете, Лукашенко кого-то переиграл, Папа Римский сейчас чуть ли не за Беларусь будет. Я этими категориями не рассуждал, понимая и то, что Папа Римский и так честный, порядочный человек. Но политических игр не было. Я клянусь», — заключил он.
Надо отметить, что ранее Александр Лукашенко высказывался иначе. Например, на встрече с главой беларусской православной церкви, Патриаршим экзархом, митрополитом Вениамином он говорил, что глава католической церкви ездил в Польшу за консультациями по разрушению страны.
«Вы меня поймите, я как глава государства по Конституции обязан защищать это государство, это моя первейшая обязанность, конечно, я вынужден буду реагировать. Примером тому является настоятель католической церкви. Ездить в Польшу и получать консультации, как разрушать нашу страну, никому не будет позволено. Никому. Я хочу, чтобы вы, владыко, понимали мою позицию», — говорил тогда Лукашенко.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: