У беларусского государственного телевидения два основных запретных посыла к беларусским врачам: участие в протестах и трудовая миграция.
Медики – вне политики
Основной повторяющийся послевыборный посыл беларусского телевидения для врачей: медики вне политики.
В одном из сюжетов (→) телеканал ОНТ задался вопросом «Должны ли медики вмешиваться в политику?» и привел вырезки из обращений трех российских (!) медицинских специалистов. Те призвали «не поддаваться на деструктивную политику, которую ведет так называемая оппозиция» и не делать «здоровье людей разменной монетой в политических играх». А также проинтерпретировали участие в цепях солидарности против насилия как отказ от оказания медицинской помощи нуждающимся.
«Медики должны быть вне политики, – заявил в комментарии телеканалу СТВ (→) Дмитрий Шевцов, главврач 1-й городской больницы Минска, председатель Белорусской ассоциации врачей. – Медицинские работники, врачи, люди в белых халатах даже во время ВОВ оказывали медицинскую помощь, не только спасая жизни советским солдатам, но и немецким солдатам».
При этом сам Шевцов, который отвращает медиков от политики, два срока заседал в беларусском парламенте, а на президентских выборах 2020 года был председателем Минской городской избирательной комиссии!
Вторую мировую войну в своем комментарии Шевцов вспомнил с отсылкой на некие анонимные призывы не оказывать помощь беларусским силовикам, и напомнил об уголовном наказании за такие действия.
«Мифы о безоблачной жизни в Польше»
Посещая больницу в Столбцах в конце ноября, Александр Лукашенко высказался за более жесткий контроль за отъездом медиков: «Ну они молодцы у нас. Конечно, надо их под контролем всегда держать, но молодцы. Не зря же поляки говорят (а врачей нет, у них же беда вообще): «Мы ваших заберем». Я ж не зря сказал: едьте, но назад я вас не пущу».
Беларусские государственные СМИ отреагировали, заняв более активную позицию по этому поводу.
Недавно «Беларусь 1» посвятил большой репортаж (→), который «развеивает мифы о безоблачной жизни бел медиков в Польше» для тех, «кто сидит на чемоданах». По-видимому, он стал еще и своеобразным ответом на новости об упрощении польскими властями трудоустройства для беларусских медиков и IT-специалистов.
Построен репортаж на рассказе беларусской медсестры Инессы Каминской, которая пробовала обосноваться в Польше, но была разочарована сложностями подтверждения своей медицинской квалификации. Как оказалось, просто перевести беларусской диплом по польским правилам недостаточно, и процедура требует прохождения дополнительной платной стажировки в течении нескольких месяцев.
Между странами ЕС наблюдается серьезная конкуренция за зарубежных специалистов. Например, Германия давно упростила процесс признания дипломов медработников из-за границы (→). Ситуация с коронавирусом подтолкнула и такие страны как Италия и Испания пересмотреть свою политику приглашения медицинских специалистов из-за границы в сторону упрощения. Польское правительство также обсуждает дальнейшие возможные упрощения для беларусских медиков.
Из-за сложностей с прохождением процедуры признания диплома героиня репортажа, по ее словам, была вынуждена устроиться в варшавском супермаркете на раскладку товаров в 130 километрах от места жительства, но из-за сложных условий труда проработала на этой позиции лишь два месяца. Рассказ беларуски про трудности жизни в Польше сопровождается видеокадрами обшарпанных зданий, снятых предположительно в Польше, и подписью “Когда иллюзий уже нет: Беларуска о суровой правде жизни в Польше”.
Полной картины жизни в Польше репортаж не предоставляет, и неясно, удалось ли Инессе Каминской поработать в Польше хоть какое-то время по медицинской специальности, ведь героиня упоминает о довольно продолжительном нахождении за границей:
«Я четыре года терпела, при каждой возможности я ехала домой. И потом, когда я поняла, как трудно в Польше жить, я подумала: зачем я туда ехала?»
Совсем быстро рассуждения Каминской скатываются в конспирологию про внешнюю организацию протестов и дискредитацию их участников:
«Я теперь это понимаю – это один из пунктов программы, методички по переворотам. Внушить людям, что правительство плохое, телевидение плохое, вот смотрите интернет, и в интернете они гонят свою пропаганду… Я была поражена количеством неграмотных людей. А когда вышли пенсионеры – это еще страшнее. Люди прожили жизнь, но ничему не научились».
Сама история Каминской вполне возможно имела место. В Польше, как и во многих других странах, процедура признания диплома по медицинской специальности действительно непростая и затратная. Переезд специалистов сопряжен с денежными и временными инвестициями, которые отбиваются позже. Так, зарплаты польских врачей составляют порядка 3−4 тысяч евро (→).
Судя по тому, как Каминская рассказывает о чувстве счастья от встречи со своими беларусским подругами после возвращения из Польши, и об исчезнувшем стрессе, процесс адаптации к жизни в другой стране был для нее действительно непростым.
Манипуляция «Беларусь 1» состоит в том, что на основании одной персональной истории происходит попытка сделать очень генерализованные выводы о почти невозможной процедуре признания диплома и тяжелой жизни за границей для всех беларусских медиков. Заодно героиня репортажа очерняет беларусские протесты, которые к ее попытке переезда вообще не имеют отношения. Таким образом, БТ удалось отыскать идеальную героиню для иллюстрации своего посыла про нецелесообразность поиска работы по специальности за границей.
Ольга Алешко-Лесселс, эксперт iSANS.
***
Мнение и оценки автора материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.
***
Понравился материал? Успей обсудить его в комментах паблика Reform.by на Facebook, пока все наши там. Присоединяйся бесплатно к самой быстрорастущей группе реформаторов в Беларуси!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: