«Зеркало»: в руководстве «Пеленга» оказался бывший спецслужбист, попавший в шпионский скандал в середине «нулевых»

«Зеркало» опубликовало материал о Сергее Мониче, которого называет одним из тайных руководителей флагмана беларусского военпрома «Пеленг», который находится под санкциями ЕС за поставки России.

С помощью BELPOL издание выяснило, что у Сергея Монича и его жены Анжелики есть подставные паспорта, а в середине «нулевых» он оказался в центре шпионского скандала в Литве и Польше.

Предприятие «Пеленг» принадлежит государству и выпускает оптико-электронные системы различного назначения. Большая часть продукции предприятия предназначена для военных целей: прицелы для танков, противотанковых комплексов и систем ПВО, боевых машин, а также автоматов, минометов и гранатометов. При этом имена руководства предприятия на сайте не упоминаются, а имена сотрудников редко появляются в открытых источниках.

Имя Монича всплыло благодаря профсоюзной новости о конференции на «Пеленге», где его указали как замдиректора по безопасности. Это заинтересовало журналистов, которые попытались получить больше информации о его нынешней деятельности.

Сергей Монич (крайний справа) на отчетно-выборной конференции профсоюзной организации на «Пеленге», май 2024 года. Фото: minsk.belprofmash.1prof.by

На «Пеленге» журналистке сообщили, что на данный момент Монич находится в госпитале, и они не знают, когда вернется к работе. Известно, что на предприятии недавно проводились политические чистки, к которым в силу должности он мог быть причастен.

Связь Сергея Монича с КГБ просматривается в первых же запросах в поисковиках по имени, отмечает ресурс. В 2019 году во время парламентских выборов человек с таким именем был в составе одной из минских избирательных комиссий, а через год, в 2020-м, — на президентских. В обоих случаях он выдвигался от Беларусской общественной организации ветеранов КГБ «Честь».

В базах объединения бывших силовиков BELPOL нет данных, где именно работал ранее и служил Сергей Монич, но обнаружилась другая интересная информация.

В прошлом у Монича и его жены Анжелики были подставные паспорта для поездок, в том числе в Азербайджан. Эти документы использовались для агентурной работы, хотя его жена официально не имеет отношения к спецслужбам и работает учительницей в одной из столичных детских школ искусств.

В 2006 году Монича арестовали в Литве по обвинению в шпионаже. Польские и литовские спецслужбы подозревали его в сборе секретной информации, связанной с оборонными ведомствами и дипломатическими контактами.

Монича также обвиняли в вербовке польского гражданина Кшиштофа Гурского, который передавал ему данные о сотрудниках польского МИДа. За свои услуги Гурский получал деньги, а Монич вел себя крайне осторожно, скрывая свою деятельность.

По просьбе польских коллег Вильнюс передал беларуса Варшаве. По информации BELPOL, в 2007 году Монича содержали в СИЗО Гданьска.

В КГБ Беларуси тогда назвали задержание провокацией и инцидент не комментировали. Сергей Монич с обвинениями тоже не соглашался, считал это «политической провокацией», подавал апелляцию на депортацию в Польшу, однако суд ее отклонил.

Журналисты утверждали, что шпион в 2006 году «пытался сорвать проведение саммита НАТО в Риге», организовав блокировку пограничных переходов грузовиками. Как именно это могло помешать проведению мероприятия, официальные лица так и не сообщили.

В начале 2007 года «СБ. Беларусь сегодня» решила разобраться, «чем на самом деле занимался соотечественник в своих зарубежных поездках и чем вызваны обвинения в его адрес». Было опубликовано интервью с женой Монича. По ее словам, муж «некоторое время назад уволился с работы». Мол, он собирался обустраивать только что построенную кооперативную квартиру, поэтому и поехал в Вильнюс.

«Нам сказали, что там можно заказать и купить более качественные строительные и отделочные материалы по приемлемой цене. Кроме того, с мужем связался его знакомый из Польши, сказал, что будет находиться по делам в Литве, и предложил подъехать туда и встретиться 25 ноября», — говорила она.

Анжелика также назвала имя знакомого ее супруга из Польши — Кшиштоф. Он, по ее словам, работал в польском посольстве в Минске. А с ее мужем поддерживал «приятельские отношения» даже после возвращения в свою страну.

«Пару раз [Кшиштоф] приглашал его в Прагу, теперь вот в Вильнюс. Говорил, что сам в Минск приехать не может. Он все время предлагал Сергею какие-то проекты, хотел наладить с ним совместный бизнес, — рассказала жена Монича. — Но, по отзывам мужа, все его предложения были несерьезными. Я и сама думала, что это слишком навязчивый, поверхностный, неискренний человек. К тому же постоянно денег в долг просил. А теперь я узнаю, что Сережу обвиняют в том, что он якобы уговаривал Кшиштофа доставать для него информацию, которая может навредить Польше. Говорят про какие-то телефонные справочники польского МИД, которые хотел получить Сергей и предлагал за это деньги. Полный бред! Да тот сам несколько раз предлагал Сереже какие-то анкеты, списки, говорил, что в них информация на беларусских оппозиционеров, получавших бесплатные польские визы, только нам-то это зачем?!» — заявляла женщина.

«Понимаете, я твердо убеждена, что Сергей стал инструментом политической интриги. Ведь он был задержан накануне рижского саммита НАТО, — считает она. — А Литве и Польше необходимо было показать этой структуре слаженность своих действий именно в тот момент, когда все лидеры блока съехались в Балтию. С этой целью и была организована провокация против него».

Издание также привело справку о Кшиштофе Гурском. По информации ресурса, он родился в 1956 году, работал в Минобразования Польши. А с конца 1980-х — в МИД, в том числе был консулом в посольстве в Беларуси.

В 2009 году Монич был осужден на 5,5 лет заключения, признав виновным в передаче иностранной разведке данных, касающихся интересов нацбезопасности. Его вернули в Беларусь в 2011 году, вероятно, после отбытия всего срока. По информации BELPOL, из Польши его вывозил сотрудник КГБ с дипломатическим паспортом, прикомандированный к беларусскому МИД.

В Беларуси Монич снова стал фигурантом уголовного дела, но на этот раз как потерпевший. В деле заявлялось, что польские спецслужбы «путем угроз убийством» пытались принудить его к шпионажу против Беларуси.

В открытом доступе материалов этого дела нет, как и упоминаний о нем в медиа, отмечает «Зеркало». Однако, по материалам BELPOL, есть примечательный факт: в графе «обстоятельства», по которым возникла ситуация в Польше и Монич там находился, указывалось «в ходе исполнения служебных обязанностей».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!