Уже 25 мая планируется избрать 80 делегатов Координационного совета третьего созыва. На какое количество принявших участие в голосовании рассчитывают организаторы, что делается для того, чтобы привлечь к кампании живущих в стране беларусов и обезопасить их? Об этом на сегодняшней пресс-конференции рассказали спикер КС Андрей Егоров, вице-спикер Ольга Паук и разработчик платформы «Новая Беларусь» Павел Либер. Но далеко не все разделяют их оптимизм.
Избирательная кампания в КС формально уже стартовала — сейчас формируются списки от избирательных субъектов. С 15 по 22 апреля пройдет регистрация кандидатов, а 25 апреля начнется агитационный этап. Он продлится по 25 мая. 25-28 мая – дни голосования. Первые результаты будут обнародованы 29 мая. Окончательные итоги избирком намерен подвести 8 июня, а на первое заседание новый состав КС планирует собраться 15 июня.
Дискуссии о формате избрания нового состава КС не были простыми. Однако, в конечном счете, демсилы, казалось бы, смогли достичь компромисса — выборы пройдут по пропорциональной системе с закрытыми списками. Каждый избиратель будет иметь один голос. В избирательных списках предусмотрена обязательная квота для женщин — не менее 40% с возможностью ее снижения до 20% для субъектов, которые объективно не могут выполнить квоту в 40%, например, организаций в сфере безопасности, ветеранских и так далее. После выборов третий состав КС сформирует консультативную общественную палату. Ранее утверждалось, что эти положения были согласованы с Объединенным переходным кабинетом, Офисом Светланы Тихановской и с политическими партиями.
Как отметил спикер КС Андрей Егоров, предстоящие выборы призваны дать новый импульс развитию демократии. «Нам нужны новые идеи и новые лидеры» — заявил Егоров. А Беларуси, считает спикер, необходима публичная политика, поскольку без нее «политические лидеры деградируют».
Егоров отметил, что предстоящие выборы в КС – в значительной мере инновационный шаг. Голосование пройдет в режиме онлайн, и такой формат избран впервые. «Возможно, мы первые в мире, кто выбирает депутатов в представительный орган только с помощью онлайн-механизмов, а сам КС находится в изгнании» – пояснил спикер. В то же время, по его словам, — это возможность для беларусов строить демократию даже в имеющихся условиях.
На сегодняшний день идет формирование избирательной комиссии, и вскоре КС будет готов объявить имена тех, кто вошел в ее состав. Затем комиссия займется регистрацией избирательных списков. Так что до 15 апреля у всех политических субъектов есть возможность подготовить свои списки и подать их на регистрацию. Кроме списков, каждый субъект подает в комиссию свое наименование и программу, с которой идет на выборы. А его представитель должен будет подписать меморандум — короткий документ, который закрепляет согласие каждого из кандидатов с тремя тезисами. Первый – согласие с тем, что итоги президентских выборов 2020 года в Беларуси были сфальсифицированы. Второй — Россия ведет агрессивную войну против Украины. И третий – Беларусь в этой войне выступает соагрессором и поддерживает агрессивные действия РФ. Более подробную информацию о других необходимых для регистрации документах обещают вскоре опубликовать на сайте Координационного совета.
Избиратели будут голосовать за списки кандидатов. В списке от каждого субъекта должно быть не менее десяти человек. Имена кандидатов из списка избирателю будут известны. А для получения мандата делегата КС каждому субъекту необходимо будет преодолеть трехпроцентный барьер.
Не будет в списках и анонимных кандидатов, что ограничивает возможность выдвинуть свою кандидатуру в делегаты для тех, кто проживает сегодня в Беларуси – идти «с открытым забралом» в орган, признанный режимом «экстремистским формированием» вряд ли кто отважится. Андрей Егоров пояснил, что этот вопрос обсуждался. И такое решение было принято потому, что деятельность КС – в первую очередь публичная политика. Так что люди, которые хотят войти в состав совета, должны действовать открыто. Но когда после выборов будет создана общественная палата, правила формирования которой будут определяться вновь избранными делегатами КС, – возможно, тогда появится возможность участия в ее работе и для тех представителей, которые не готовы делать это публично.
Сама же общественная палата, как рассказал Егоров, не будет отдельным органом. Она создается для расширения возможностей гражданского общества и инициатив. Ее делегаты не будут обладать правом голоса, но будут иметь право инициировать рассмотрение в КС важных, с их точки зрения, вопросов.
А вот порога явки, в случае не достижения которого выборы могут быть признаны несостоявшимися, в этой кампании не существует. Что и понятно – в условиях непрекращающихся репрессий крайне трудно рассчитывать на чрезмерную активность избирателей, особенно тех, кто сегодня живет в Беларуси. Поэтому от установки минимальной явки решили воздержаться.
Одной из главных задач видится необходимость включения в избирательный процесс как можно большего числа тех, кто находится сегодня в стране.
Отвечая на вопрос Reform.by «на какое число проголосовших из числа проживающих сегодня в стране рассчитывают в КС», Егоров отметил, что ожидать сотен тысяч проголосовавших не приходится. Однако в КС надеются, что свои голоса на предстоящих выборах делегатам отдадут десятки тысяч беларусов, находящихся в Беларуси. Для их привлечения КС намерен провести мобилизационную, агитационную и образовательную кампании. Многое, по словам Егорова, зависит и от самих кандидатов — если это будут яркие личности с новыми идеями и стратегиями, если пройдут публичные дебаты, в том числе в медиа, то в совокупности это позволит привлечь избирателей, готовых отдать им свои голоса.
В то же время в КС понимают: безопасность — самый актуальный вопрос при организации этой кампании. Техническим партнером КС в ходе подготовки к голосованию стала платформа «Новая Беларусь». Как пояснил один из ее разработчиков Павел Либер, для предстоящих выборов в КС «под ключ» разработано отдельное решение. И сегодня идет внутреннее тестирование платформы, которая будет задействована в ходе голосования.
Либер отметил, что пока рано рассказывать обо всех нюансах и функционале, чтобы «не дать режиму возможности подготовиться». Но самый важный компонент разработанной системы голосования – инклюзивность. По словам Павла Либера, избиратели из Беларуси смогут использовать ее абсолютно безопасно для себя при минимальном соблюдении правил, о которых разработчики детально расскажут позднее. Все данные, обещает Либер, будут децентрализованы. Никакого центрального реестра данных проголосовавших избирателей не предусмотрено. А значит, нет и единой базы, которую можно взломать, украсть, продать или видоизменить. Анонсировано несколько способов верификации избирателей, но окончательное решение по ним пока не принято. По словам Либера, они позволяют практически исключить возможность манипуляции результатами.
Павел Либер отметил, что вскоре будет выложен открытый код платформы для того, чтобы все желающие могли убедиться в том, что ей можно доверять.
Впрочем, оптимизм Егорова и К разделяют не все. Совсем другая точка зрения на происходящее у Объединенного переходного кабинета и Офиса Светланы Тихановской.
«Сегодня проведение выборов не подготовлено: не разработаны совместные документы и система голосования, не создана избирательная комиссия, избирательная платформа, исключающая возможные манипуляции. В случае ненадлежащей подготовки выборы в Координационный совет не обеспечат широкое участие различных групп демократических сил и беларусского общества, прозрачность и достоверность результатов» — утверждают политики в заявлении, которое получили редакции независимых СМИ.
А «решения о проведении выборов должны приниматься совместно всеми основными политическими игроками, для этого создана Уполномоченная рабочая группа. Это необходимо для сохранения единства демократических сил и для того, чтобы избирательная кампания в Координационный совет стала значимым событием для беларусского общества».
Вот такая странная история. В то время как представители КС утверждают, что машина готова к гонке и двигатель можно запускать, другая часть демократического лагеря настаивает на обратном. С одной стороны, открытое обсуждение проблем и есть та самая публичная политика, за которую ратуют все стороны. С другой – по большому счету, кроме слов, пока общественности не предъявлены ни действующая безопасная платформа для голосования, ни избирательная комиссия, которой уже через две недели предстоит регистрировать избирательные списки. Но и с противоположного фланга претензии максимально невнятны. Если создана Уполномоченная рабочая группа, то почему она не действует? Кто ей мешает? Кто ответственен за разработку «совместных документов» и в какой стадии готовности они находятся? Сделать четкие выводы из звучащих с разных сторон публичных заявлений попросту невозможно. Равно как и понять – в чем конкретно сегодня разногласия между КС, ОПК и Офисом. В дате выборов? Тогда почему она не обсуждалась вместе с прочими нюансами предстоящей кампании? Кто-то нарушает достигнутые договоренности? Тогда кто именно и в чем это заключается? Или есть иные точки преткновения? Но пока у нас только намеки. И выглядит происходящее максимально некрасиво.
Вопросов больше, чем ответов. И это порождает главный вопрос: если бесконечные скандалы и споры – средство популяризации КС и предстоящей избирательной кампании, то авторы такой стратегии допускают большую ошибку. Вся эта нелепая подковерная возня способна лишь отвратить потенциального избирателя от участия в таких выборах. Судите сами – для чего мне, избирателю, рисковать и голосовать за нечто, о чем уже столько времени сами заинтересованные не могут договориться? Да еще и рискуя попасть под репрессии? Простите, но событие, готовящееся в таком антураже, никак не станет «значимым» для общества. Скорее, наоборот.
Так может пришло время собраться и честно объяснить миру, в чем суть противоречий? Пока выборы в КС окончательно не превратились в трагифарс, вызывающий исключительно недоумение?
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by