Международный уголовный суд. Фото: icc-cpi.int
20 марта группа из шести беларусских и международных организаций гражданского общества — Центр глобальной справедливости и прав человека «M.A.R.A.», Международная федерация за права человека (FIDH), Правозащитный центр «Вясна», Международный комитет по расследованию пыток в Беларуси, Беларусский Хельсинкский комитет и Human Constanta — передала в Офис прокурора Международного уголовного суда доказательства возможных преступлений против человечности, совершённых представителями властей Беларуси. Доказательства были собраны и переданы правозащитникам Народным антикризисным управлением под руководством Павла Латушко.
Доказательства включают сотни задокументированных публичных заявлений представителей режима, информацию о количестве беженцев, в том числе на основании данных Министерства внутренних дел Польши, и другие необходимые материалы, сообщает НАУ.
Сообщение основывается на интервью со свидетелями и жертвами предполагаемых преступлений, дополненных широким анализом общедоступных источников, включая публичные заявления высокопоставленных беларусских чиновников. Эти материалы доказывают, что предполагаемые преступления были совершены в рамках широко распространенной и систематической атаки, направленной против той части гражданского населения Беларуси, которую власти считают «нелояльной». Такие заявления также демонстрируют, что представители беларусских властей проводят государственную политику запугивания и наказания тех, кого считают «нелояльными», в рамках кампании, которую официальные лица неоднократно называли «зачисткой общества», заявляет правозащитный центр «Вясна».
Передача информации в Офис прокурора МУС состоялась в соответствии со статьей 15 Римского статута и с учетом начатой процедуры предварительного рассмотрения беларусской ситуации, которая была начата после ее передачи в МУС правительством Литвы 30 сентября 2024 года. В рамках данного процесса рассматриваются преступления против человечности, совершенные представителями режима Лукашенко, в том числе за пределами Беларуси, на территории стран-участниц Римского статута. В частности, депортация и преследование как преступления против человечности.
Жертвами депортации потенциально являются все гражданские лица, которые были вынуждены покинуть Беларусь в результате созданной атмосферы страха, террора и преследований и не имели реального выбора остаться в стране. Жертвами трансграничного преследования являются лица, которые были жестоко лишены своих основных прав, таких как право на справедливый суд, право на достоинство, право на безопасность, право на собственность, право на доступ к государственным услугам, право на свободу собраний и ассоциаций, право на гражданство. Потенциальными жертвами данного преступления могут быть все лица, в отношении которых была применена процедура «специального производства», а также те, кто фактически лишен возможности оформления нотариальных документов и обмена паспорта гражданина Беларуси, отмечает НАУ.
«Народнае антыкрызіснае ўпраўленне працягне збор доказаў, якія будуць спрыяць пераходу да расследавання па сутнасці беларускай сітуацыі Офісам пракурора Міжнароднага крымінальнага суда. Мы будзем рабіць усё, што залежыць ад нас, каб адказнасць за злачынствы супраць беларускага народа наступіла», — заявил Павел Латушко.
Правозащитники отмечают, что из-за действий беларусских властей с 2020 года Беларусь вынуждено было покинуть до 6,4% населения. При этом власти продолжают преследовать уехавших граждан Беларуси.
«В частности, это сообщение демонстрирует, что представители беларусских властей создали атмосферу страха, террора и преследования, чтобы «очистить» население от «нелояльных» лиц, и вынудили покинуть страну до 6,4% населения Беларуси по состоянию на 2020 год. Кроме того, представители беларусских властей продолжают преследование вынужденно изгнанных беларусов и тех, кто проживает за границей, посредством систематического судебного преследования, включая заочные суды, а также запугивания и угрозы в отношении изгнанников и их родственников, оставшихся в Беларуси. Это сопровождается публичным распространением языка вражды, необоснованными обысками и конфискацией имущества», — заявляют правозащитники.