Скриншот трансляции
В ЕАЭС остается достаточное количество проблем, которые необходимо решать, несмотря на то, что документ о направлениях евразийской интеграции до 2025 года формально реализован. Об этом заявил премьер-министр Беларуси Александр Турчин на межправсовете ЕАЭС, который проходит в Кыргызстане.
«В текущем году завершается реализация стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Большинство из поставленных задач выполнено. Но это если брать в целом. А если углубиться в вопрос, то очевидно наличие проблем, на решение которых не хватило пяти лет.
Их надо проанализировать, чтобы избежать, избежать в будущем. Тем более что в следующем году стартует реализация Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза», — сказал он.
Турчин сформулировал цели, достижение которых должно лежать в основе дальнейшего развития ЕАЭС. По его словам, на первый план выходит создание новых производств и компетенций, которые будут способствовать уверенному росту не только промышленности, но и экономик в целом.
«Именно поэтому Беларусь выступила с инициативой разработки единой программы развития кооперации и импортозамещения. Надеемся на ее поддержку со стороны государств-членов», — сказал он.
При этом Турчин констатировал, что уровень реализуемых и находящихся на рассмотрении проектов в области промкооперации не соответствует масштабам ЕАЭС. По его мнению, необходимы проекты, которые могут стать символами союза.
Глава беларусского правительства затронул тему продовольственной безопасности.
«Как ни парадоксально, но в XXI веке по-прежнему приходится говорить о продовольственной безопасности в мире. Изменение климатических условий, резкое колебание цен, региональные конфликты, а порой и обычная нехватка тех или иных продуктов выступают как угроза стабильности доступа населения к качественной и безопасной продовольственной продукции. Уровень обеспеченности продовольствием составляет более 90%», — сказал он.
Надо отметить, что в этом году весной в Беларуси отмечались некоторые проблемы с наличием картофеля и овощей в магазина.
Турчин предлагает создать в ЕАЭС инструменты поддержки стабильности продовольственных рынков.
«Надеюсь, в ближайшее время мы запустим механизм финансовой поддержки совместных кооперационных проектов в данной сфере. В поле зрения должны оставаться такие вопросы, как формирование общих подходов к научно-инновационной деятельности, активизация сотрудничества в сфере цифровой трансформации агропромышленного комплекса», — добавил он.
Остается актуальным и вопрос устранения барьеров на рынке ЕАЭС. С 2016 года было ликвидировано 70 барьеров на союзном уровне, а страны ЕАЭС устранили еще 20 препятствий на национальном уровне.
«Важно диагностировать ситуацию не только на предмет выявления препятствий, но и на качество функционирования всего Союза, в том числе его отдельных рынков. Необходим анализ причин возникновения барьеров, поиск и принятие взаимоприемлемых решений в рамках права Союза и в интересах всех государств-членов», — отметил он.
Турчин выступил за дальнейшее развитие системы технического регулирования.
«Достижение свободы перемещения товаров невозможно без формирования единой системы технического регулирования. Это глобальный проект в рамках Евразийского экономического союза и один из основополагающих инструментов углубления степени интеграции, основа взаимной торговли.
Сегодня принято 52 технических регламента Союза. Около 85% продукции, размещаемой на рынках государств — членов Союза, производится по единым нормам, что обеспечивает ее безопасность.
Среди задач, которые нам необходимо решить — повышение добросовестности, добросовестности рынка услуг по оценке соответствия продукции, предотвращение присутствия на нем некомпетентных лабораторий и органов по сертификации, а также необоснованной выдачи сертификатов и протоколов испытаний.
Эта задача, к сожалению, сохраняет свою актуальность и имеет важнейшее значение для защиты общего рынка от небезопасной продукции. До конца года нам необходимо завершить проект «Цифровое техническое регулирование», целью которого является централизация процессов разработки технических регламентов Союза и осуществления оценки соответствия», — сказал он.
Наконец, Турчин подчеркнул важность цифровизации. По его мнению, это направление заслуживает отдельной главы в базовом договоре.