Три мифа о коронавирусной эпидемии в Беларуси

Директор по исследованиям Центра EAST Андрей Елисеев подготовил аналитическую записку о сценариях последствий коронавирусной эпидемии в Беларуси на основании прогнозов группы ученых Имперского колледжа Лондона. Предлагаем читателям Reform.by тезисы в виде развенчания некоторых популярных заблуждений относительно борьбы с коронавирусом в Беларуси.

Три основных мифа относительно коронавирусной эпидемии в Беларуси. Выбор чисто субъективный, исходя из беглого ознакомления с популярными дискуссиями в социальных сетях и публикаций в СМИ.

1. «Предпринимаемые меры борьбы с эпидемией в Беларуси в таком виде оптимальные и вынужденные, иначе масштабный карантин угробит всю экономику»

Это типичная ложная дилемма. Между теми несистемными мерами, которые предпринимаются в Беларуси сейчас, и масштабным карантином с большим ущербом для экономики есть ряд промежуточных стратегий. Они несут довольно небольшие издержки для экономики, но одновременно уменьшают число межчеловеческих контактов, что потенциально позволит замедлить развитие эпидемии и увеличить число спасенных человеческих жизней.

Как раз таки сценарий выхода эпидемиологической ситуации из-под контроля может создать панику, которая в состоянии подорвать экономику. Более того, при таком сценарии страны Шенгенского пространства и Россия продолжат сохранять запрет на въезд для беларусов на неопределенно долгое время, что также нанесет дополнительный ущерб нашей экономике через продолжительное урезание бизнес-контактов и удар по трудовой миграции.

2. «Беларусь делает все то же, что и Швеция, и у шведов получается»

Шведский подход не обязательно окажется выигрышным, и уже есть первые негативные статистические сигналы в этом отношении. В любом случае, Швеция уже около трех недель применяет намного более системный набор мер по противодействию эпидемии, чем это имеет место в Беларуси, а именно:

  • (a) обязательная самоизоляция людей с симптомами заражения коронавирусом;
  • (б) активная реализация различных мер социального дистанцирования, как то: рекомендации работать на дому при наличии такой возможности, ограничить использование общественного транспорта и необязательные контакты;
  • (в) запрет на проведение общественных мероприятий;
  • (г) закрытие учебных заведений (кроме начальных школ, что позволяет медицинским работникам не находиться с детьми дома).

В случае Беларуси меры (а) и (б) подрываются противоречивой информационной политикой, связанной с преуменьшением опасности коронавируса; (в) общенационального запрета до сих пор нет, в воскресенье толпы людей собирались на празднование Вербного воскресенья; (г) действует лишь частично. Банально, даже далеко не все кассиры и кассирши в беларусских магазинах до сих пор используют маски.

3. «Все равно (практически) все переболеют этим вирусом, нет смысла сдерживать его распространение»

Задача заключается в выигрыше времени. Возможно, при хорошем раскладе, уже в ближайшие пару месяцев изобретут действенную вакцину либо появятся сведения о более эффективном методе лечения, тогда меры по вынужденной социальной изоляции позволят спасти жизни сотням, а может тысячам беларусов, особенно входящим в группы риска (престарелые люди, с хроническими заболеваниями). Также более активное сдерживание распространения эпидемии позволяет сделать число госпитализаций в отдельный период времени менее взрывным.

При плохом сценарии и очень большом числе экстренных случаев госпитализации медицинским учреждениям не будет хватать мест, необходимых аппаратов и квалифицированных спецалистов. Это затруднит медикам возможность оказывать качественную помощь людям, нуждающимся в интенсивной терапии. Речь не о безымянных людях, «весящих по 135 килограмм», как говорит Лукашенко, а про наших родственников, друзей и знакомых.

Из прогноза исследования Имперского колледжа Лондона, под эгидой которого действует Центр сотрудничества ВОЗ по моделированию инфекционных заболеваний, следует, что набор мягких мер противодействия эпидемии может привести к смертям 15-32 тысяч беларусов от коронавируса. Ученые прогнозируют, что принятие более жесткого комплекса мер (стратегия подавления) хотя бы в момент числа смертей 0,2 человека на 100.000 человек в неделю (18 человек в неделю) позволит сократить число смертельных исходов до примерно 1860 человек. Основной вывод исследования однозначен: чем ранее вводятся более жесткие меры противодействию эпидемии, тем больше число сохраненных человеческих жизней.

***

Оригинал записи был опубликован здесь. Публикуется с согласия автора.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!