Объединить страну вокруг идеи
Один из самых успешных благотворительных проектов страны – детский хоспис в Боровлянах. В своё время деньги на строительство хосписа собирала вся страна.
С директором хосписа Анной Горчаковой мы поговорили о том, что эффективнее – собирать суммы точечно и помогать конкретному человеку, или работать над сбором средств в глобальном формате для системных перемен и обновления медицинской инфраструктуры.
Я за системный подход. Есть три сектора – государственный, частный и общественный. Во всем мире третий сектор играет значимую роль. Есть общественные заводы, общественные хосписы. И государство их принимает, как партнеров. Особенно социальные отрасли, в которых государство не может быть настолько точечным. К этому сектору и притягивается то, что мы называем благотворительностью. И вот когда нет системы, то очень сложно сказать, что лучше – отправить какого-нибудь ребенка на лечение или оборудовать кабинет в медучреждении. Очень сложно сделать выбор.
Когда мы покупаем оборудование, мы делаем это не для одного человека. Например, мы купили аппарат для ребенка за 10 тысяч евро и он позволил ему прожить еще два года дома – сделал немного счастливее и его, и родителей. Потом этот аппарат перешел в другую семью и помог другому ребенку. И, для примера, мы собрали 140 тысяч евро и отправили ребенка на какую-то уникальную операцию, которая ему не помогла… Очень часто случается, что врачи говорят, что ничего не поможет, а люди хватаются за надежду. Поэтому, я считаю, что есть смысл делать такие операции, если они реально могут спасти жизнь.
Без системы благотворительность превращается в хаотичные акции. Хочу отметить, что в последнее время ситуация улучшается – волонтерство приобрело более грамотный характер. Появилось больше людей, которые делают это сознательно.
В благотворительности нужно быть профессионалом. Многие воспринимают ее как хобби.
Благотворительность – это направленность человека на какой-то социальный аспект. Благотворительность – в голове.
Эмпатия бывает когнитивная и эмоциональная. Эмоциональная – это «ой, бедный, жалко», а когнитивная – «что я могу сделать?». И нам нужно развивать именно когнитивную эмпатию.
Мы можем ждать милости природы, но я из тех людей, который сами, что-то делают. Поэтому, мы не должны ждать, что нам сверху спустят какую-то систему. Мы должны создавать ее сами.
У нас не хватает общественных организаций, которые занимаются непосредственным оказанием услуг. Большинство организаций живут на проектах. Выиграли проект – сделали.
Важно быть прозрачными и уметь говорить «спасибо». Разным людям – и акулам бизнеса, которые многого достигли, и простым людям, которые могут помочь совсем немного.
Благотворительность – это когда ты не отмаливаешь что-то, а считаешь своим долгом поделиться.
Из благотворительных форматов мне больше всего нравятся краудфандинговые кампании. Прежде всего, за системный подход. Что касается акций, то для нас это очень энергозатратный процесс. Поэтому, мне кажется, что этим должны заниматься организации, которые на этом специализируются.
О благотворительных инициативах хосписа рассказывает Елена Ошуркевич, руководитель отдела стратегического развития детского хосписа.
Краудфандинговые кампании
В Минске есть несколько платформ для сбора денег на реализацию конкретной идей. Мы поговорили с основателем Talaka.by Евгеном Клишевичем, PR менеджером Ulej.by Ольгой Мжельской и директором по развитию MaeSens.by Анастасией Костюговой для того, чтобы разобраться насколько реально реализовать благотворительный проект через краудфандинг – инструмент коллективного финансирования проектов и инициатив.
Евген Клишевич, основатель Talaka.by, эксперт по платформенным решениям для бизнеса и общества:
Працуючы з пэўнымі выклікамі ці праблемамі, якія існуюць у грамадстве — ці то сацыяльнымі, эканамічнымі ці іншай прыроды — заўсёды паўстае дылема. Як з імі працаваць: лакальна ці сістэмна? Першы падыход дапамагае хутка, меней затратна вырашыць праблему і на нейкі час забыцца на яе, а другі патрабуе большай прапрацоўкі, у тым ліку інтэлектуальнай, і значна большых укладанняў. Усё залежыць ад таго, на якую перспектыву працаваць. Тут узгадваецца адно вельмі трапнае выказванне: «Чым адрозніваецца палітык ад грамадскага дзеяча? Тым, што першы арыентуецца на наступныя выбары, а другі на наступнае пакаленне».
Каб разгледзець магчымыя ўзроўні працы над сацыяльна значнай задачай і быць наглядным, давайце возьмем за прыклад сферу працы з хворымі дзецьмі.
Адрасная дапамога. На гэтым узроўні, мы збіраем грошы і лечым канкрэтнага дзіцёнка.
Стварэнне сістэмнай дапамогі. Ствараецца інфраструктура дапамогі хворым дзецям, каб павялічыць колькасці падтрыманых. Сюды адносіцца, напрыклад, будаванне хоспіса.
Арганізацыя сістэмнай працы па прадухіленні. Тут ужо стаіць задача не дапамогі, а аналізу, планавання і здзяйснення таго, што мы можам зрабіць, каб, напрыклад, хварэлі меней людзей.
Гэтыя ўзроўні можна пераносіць і на іншыя сферы — напрыклад, для эканомік:
1. Падтрымка канкрэтнага прадпрыемства, якое рызыкуе стаць банкрутам / Фінансанне пэўнага стартапа
2. Стварэнне інфарструктуры субсідыяў / фондаў для падтрымкі прадпрымальніцтва.
3. Сістэмнае развіццё эканомікі (рэформы, прывітанне!)
Праца мусіць весціся на кожным з гэтых узроўняў. Але тут паўстае і пэўнае маральнае пытанне, з якім трэба вучыцца спраўляцца. Па сутнасці укладваючыся ў трэці ўзровень (ды і другі), ты пераразмяркоўваеш рэсурс ад дапамогі канрэтнаму дзіцёнку на першым узроўні, ці тым людзям, якія застануцца без працы пры банкрутстве прадпрыемства. Але зацыкліванне толькі на першым узроўні, будзе прыводзіць да зацягвання праблемы і павялічэння цяжкасці яе вырашэння — калі не вырашаць праблему будзе ўжо проста немагчыма.
Працу на перспектыву трэба папулярызаваць, яе трэба абмяркоўваць, яе трэба ажыццяўляць.
Ольга Мжельская, PR менеджер Ulej.by:
В мировой практике есть отдельное направление «благотворительный краудфандинг» и существуют узкопрофильные площадки. Улей занимается «краудфандингом, основанным на вознаграждениях», в основе которого лежит желание человека получить продукт, созданный в рамках реализации проекта. Но это не мешает авторам благотворительных проектов использовать Улей для финансирования своих инициатив. При чем довольно успешно, если посмотреть на наши кейсы.
Формально, чтобы запустить свою кампанию, необходимо создать черновик проекта на Ulej.by и подписать договор. Однако помимо этого Улей оказывает поддержку, обучая авторов подготовке и проведению успешных крауд-кампаний. Но успех или неудача кампании в конечном счет зависит от мотивации и работоспособности самого автора.
За время существования площадки Улей 15 из 32 кампаний в категории «социальные проекты» завершились успешно (то есть собрали 100% и более от заявленной суммы). Это очень хороший результат.
Белорусам действительно важно участвовать в решении социальных проблем. Они не ждут действий только от государства и готовы своими деньгами ускорять процесс решения. Самой яркой и запоминающейся в Улье была кампания«Поможем детскому хоспису оборудовать кабинет ЛФК», которая собрала в три раза больше средств, чем было запланировано. И даже такой проект не был чисто благотворительным. Взамен люди получали символический подарок — аудиокнигу «Оле, засыпай паволi». Андрей Хоменко из группы «Палац» озвучил на белорусском языке знаменитую сказку «Оле Лукойе».
Еще одним интересным социальным проектом стал «OkiDog: ваша собака не может убрать за собой» по установке табличек во дворах Минска о том, что хозяева четвероногих должны убирать за своими питомцами.
— Что эффективнее – собирать суммы точечно и помогать конкретному человеку, или работать над сбором средств для системных перемен и, например, обновления медицинской инфраструктуры? Я не вижу здесь противоречия. Безусловно, наилучший результат был бы в системном решении проблемы.
Но так называемые точечные проекты не только могут решить конкретную задачу, которая не может ждать глобальных перемен, но и указывают на большую проблему, требующую усилий всего общества и государства.
Один единственный кабинет ЛФК не решит всех проблем детских хосписов в нашей стране, но проведение кампании по сбору средств для кабинета, освещение этой кампании в СМИ, широкий резонанс вынуждают общество и чиновников обратить внимание на детские хосписы как институт. Такой проект заставляет увидеть конкретных людей со своей историей, нуждающихся в помощи. Это уже не что-то абстрактное: ты впускаешь эту историю в себя, «примеряешь» на себя и уже не можешь остаться равнодушным.
Если под долгосрочным результатом понимать создание надежного, устойчивого инструмента для решения нужных обществу задач, с которыми не справляются другие инструменты, то да, это не менее важно, чем решение каких-то конкретных задач и проблем. Не совсем понимаю, о каком моральном аспекте идет речь. Нам (команде Улья) как людям, живущим в этом городе, в этой стране, на этой планете, конечно, важно участвовать в чем-то значимом, что является не только бизнесом, но и помогает сделать мир лучше. Наверное, пафосно прозвучало, но это правда.
— Какие благотворительные проекты запланированы у Ulej на 2017 год?
Мне сложно сказать, какие благотворительные проекты реализует Ulej в 2017 году, ведь их создает не команда платформы Улей. Могу только сказать, что социальные проекты входят в тройку самых популярных категорий на платформе. Поэтому мы ожиданием сохранение высокой позиции и в этом году.
Краудфандинговая платформа МаеСэнс работает уже 5 лет. О МаеСэнс слышали многие, но все жё напомним, что это место, где беларусы выставляют встречу с собой на аукцион или выигрывают встречи со знаменитостью. А деньги, вырученные от продажи лотов, идут на поддержку общественно полезных проектов. Кроме того, на МаеСэнс можно делать прямые переводы, то есть это также платформа для классического краудфандинга.
С Анастасией Костюговой из MaeSens мы поговорили на благотворительном арт-аукционе, где собирали деньги на оборудование, которое позволяет определить рак на ранней стадии:
Если говорить о том, что лучше: собирать деньги на какие-то глобальные проекты или точечно – на операцию для конкретного человека, то сложно ответить однозначно. Все зависит от ситуации. Но собирать деньги на оборудование – это очень круто. Это то, к чему мы хотели прийти. Чтобы народ своими силами мог влиять на среду вокруг себя. В частности, делать вклад в развитие медицинского оборудования, поскольку у нас в стране пока с этим не все хорошо.
Думаю, что нужно делать и то, и другое. Нет смысла замыкаться на чем-то одном. Со временем у наших людей немного меняется менталитет и отношение к благотворительности. Они привыкают к разнообразным краудфандинговым кампаниям и к тому, что помогать просто. Что можно всем вместе решить проблему, с которой в одиночку не справиться.
Одной из самых популярных акций, которую мы организовывали, была «Пешеходка». Летом музыканты бесплатно выступали на улицах Верхнего Города. Во время концертов деньги собирались в специальные сундучки и в конечном итоге перенаправлялись на проект «Главное желание», который был призван исполнять мечты детей с неизлечимыми болезнями. Это был замечательный проект, который организовал студент БНТУ Антон Симанков, мы его с радостью поддержали.
Дети осуществили свои заветные мечты, музыканты – выступили, город – имел летом классный и живой досуг. На этом проекте было собрано достаточно много денег и исполнено много желаний. Было очень много уличной музыки, которой Минску не хватало. Мы закрыли одним мероприятием сразу три ниши.
Также была акция с такси «Пятница», когда весь Минск собирал деньги на детский хоспис. Мы предложили всем беларуским медиа-личностям выставить на аукцион встречу с собой. Тогда мы перевели Белорусскому Хоспису почти 300 млн, это было очень круто!
Благотворительный арт
В декабре в Минске провели благотворительный аукцион картин в пользу новых комплексов ранней диагностики онкологических заболеваний (рака шейки матки). Покупка такого аппарата позволит беларуским женщинам проходить обследование у нас в стране и выявлять болезнь на ранней стадии, а значит – увеличит для многих шансы на выздоровление.
Основную часть денег на покупку оборудования предоставили благотворители из Италии – сто тысяч евро. В свою очередь, во время аукциона в Минске собрали ещё более 3000 BYN. А значит комплексам ранней диагностики онкологических заболеваний в Беларуси быть!
Акция была проведена Галереей TUT.BY, совместно с Ротари-клубом «Минск – Ратуша» и MaeSens.
Татьяна Бембель, искусствовед, арт-критик, куратор Галереи TUT.BY:
– С этого сезона мы начали почти каждое наше мероприятие делать немного благотворительным и просить нашу публику участвовать в этом. За многие годы работы я поняла, что только тогда в обществе произойдет что-то хорошее, когда «культурная публика» перестанет быть только потребителем того продукта, который ей предлагают. Если каждый из нас будет участником процесса, то все будет немного по-другому. Поэтому, у нас проходят благотворительные концерты, конференции и разные другие форматы. Мы вместе создаем это пространство.
Нестандартный подход
В прошлом году минский предприниматель Вячеслав Пилипук решил, что сможет помочь благотворительной акции по сбору средств на детский хоспис благодаря своему образу. Накануне он увидел в интернете новость о том, что в Канаде появился Санта-хипстер. И подумал: «а чем я хуже?». И вправду – в прошлом году ему удалось существенно увеличить сумму пожертвований во время акции в ТЦ «Столица», благодаря тому, что он фотографировался с людьми в обрезе Санты-хипстера. Тогда с Вячеславом сфотографировалось больше сотни человек, которые остались в восторге от идеи и не поскупились на пожертвования. Вот, что о своих мотивах говорит сам Вячеслав:
Мои предки были христианами. Я – тоже. Думаю, что многое мне передалось именно от них. В Евангелии написано, что блаженее давать, чем принимать. Также важен уклад жизни в семье. С детства у меня это было перед глазами и сформировало определенные черты характера.
Когда вижу кого-то в нужде, то первый порыв – что могу сделать я?
Что касается прошлогодней акции, то я видел обратную связь от людей – всем было хорошо и весело. Сотрудники хосписа сказали, что было собрано больше средств, чем в обычное время.
Все в этом мире начинается с человека. Все дела на земле делают люди. Какой человек внутри, какие у него способности, навыки, компетенции, характер, масштаб мышления, кругозор, способности мыслить системно, аналитически – такой продукт он на выходе и будет делать.
Самая большая ценность на земле – это человек. Если он будет правильно воспитан, образован, здоров и свободен, то он будет творить.
Сейчас читаю труды Аристотеля и задаюсь вопросом, почему наши политики и общественные деятели многого не видят. Экономика важна, но ее строят люди и если человек будет нормально образован, он построит хорошую модель. Аристотель говорит, что главная забота государства – нравственная и моральная составляющая человека.
Я думаю, что Господь не зря послал нас именно сюда, в эту нацию. И у нас есть за нее ответственность, за эту территорию. Нам стоит подумать о том, что будет после нас. И нам стоит вкладываться в формирование гражданского общества и в создание окружающей среды. И спрашивать себя о том, что я могу сделать для того, чтобы сформировать благоприятную среду, из которой люди не захотят уезжать. Нужно находить единомышленников и достигать целей. Думаю, что у людей, у которых чистые сердца, шансов больше, потому что на их стороне Бог.
К слову, в этом году Вячеслав продолжил традицию и присоединился к благотворительному марафону в рамках мероприятий с детским хосписом. На протяжении 4 дней в двух торговых комплексах Минска можно было сделать фото с Сантой-хипстером и помочь больным детям.