В 1989 году было опубликовано знаменитое эссе «Конец истории?» Фрэнсиса Фукуямы, в котором автор предвещал окончание идеологических противостояний, войн и либеральную демократию в мировом масштабе как конечную форму мироустройства. Спустя 36 лет обещанный «конец истории» оказался совсем другим.
Противостояния никуда не делись, идеологии все дальше друг от друга. Войны расползаются по миру, а либеральная демократия оказалась в кризисе. Противоречия между Западом и Востоком, Севером и Югом лишь обостряются. В этих условиях в китайском Тяньцзине и состоялся очередной саммит стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Под знаменами ШОС, а в целом — продвигаемого Китаем «сообщества единой судьбы» — концепции авторства председателя КНР Си Цзиньпина, в основе которой лежит «новый подход к международным отношениям», базирующийся на фундаменте «взаимовыгодного сотрудничества» — собрались лидеры 21 государства. Кроме глав стран – членов ШОС, а это Китай, Россия, Индия, Иран, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан и Узбекистан, в Тяньцзинь прибыли и лидеры государств-наблюдателей и так называемых «партнеров по диалогу». Так, в мероприятиях саммита принимают участие президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, премьер Малайзии Анвар Ибрагим, президент Азербайджана Ильхам Алиев, премьер Армении Никол Пашинян.
И именно присутствие в одном месте и в одно время целого ряда политиков-антагонистов позволяет поставить под сомнение перспективы продвигаемой Си идеи «единой судьбы».
Вот президент РФ Владимир Путин, демонстративно отвернувшийся от Запада, а теперь ищущий дружбы, помощи и расположения Китая. И тут же рядом президент Азербайджана Ильхам Алиев, решившийся обострить отношения с Москвой. Вот в Тяньцзине премьер-министры Индии Нарендра Моди и Пакистана Шахбаз Шариф, чьи государства еще недавно были на грани полномасштабной войны. Взаимное отчуждение никуда не делось — как пишут азербайджанские медиа, Индия вновь заблокировала заявку Азербайджана на полноправное членство в ШОС из-за слишком тесных отношений Баку с Исламабадом. Не спасло даже заступничество Китая, который подтвердил свою поддержку заявки Азербайджана.
Доходит до смешного. Пакистанские СМИ сообщают о том, что премьер Шариф «был встречен мировыми лидерами с необычайной теплотой». А вот индийские — о демонстрирующих «товарищеские отношения» и долго беседующих между собой Путине, Си и Моди, в то время как Шахбаз Шариф стоял в сторонке «заметно одинокий». К гадалке не ходи — нахождение в одной организации по сотрудничеству не помешает некоторым ее членам вставлять друг другу палки в колеса. Несмотря на то, что задуман ШОС как площадка для урегулирования конфликтов под эгидой Китая.
Многое сугубо ситуативно. В отношениях Индии и Китая полно противоречий, в том числе и территориальных споров. Но сейчас Дели заинтересован в Пекине в том числе из-за давления со стороны США и вводимых Дональдом Трампом пошлин. Путин и Си очевидно используют друг друга, хотя позиция России в этом тендеме выглядит значительно более слабой. Москве нужны поставки подсанкционной продукции и китайские технологии. Китаю – дешевые газ, нефть и рынки сбыта. В очереди и Александр Лукашенко, который, кроме технологий, заинтересован в китайских кредитах и совместных проектах.
И если всем без исключения прибывшим в Тяньцзинь нужен Китай, а точнее — его расположение и деньги, то между собой у многих присутствующих товарищей согласия нет и не просматривается. Так что можно допустить, что нитями «единой судьбы» они связаны весьма условно. Да и то лишь из уважения к руке дающего, то есть Пекина.
Правда, есть одна деталь, которая и объединяет подавляющее большинство собравшихся. Это стойкая ненависть к демократии. Кого ни возьми – пробы ставить негде. Путин опять завел свою шарманку о «первопричинах» российского вторжения в Украину. Ни президент Алиев, ни лидеры постсоветских среднеазиатских государств на роль демократов тоже никак не тянут. Про страну – наблюдателя в ШОС — Афганистан — все более чем понятно. Есть вопросы и к Турции Эрдогана. Большинство «партнеров по диалогу» — тоже те еще автократы.
Ну а о Китае с его репрессиями в отношений уйгуров, тотальным контролем над жизнью граждан и прочими радостями и говорить нечего. Во многих антидемократических инновациях он даст фору многим другим партнерам по ШОС. Неприятие демократических ценностей, по сути, и есть та главная идеологическая скрепа, которая заставила их всех сбиться вместе в рамках формирования сколь-нибудь значимого «противовеса» либеральному Западу. И это обещает вовсе не конец истории, а ее крутой поворот. За которым еще неизвестно что нас всех ожидает.
Вот и выходит, что в этой компании Александр Лукашенко выглядит совсем не последним диктатором. Не подарок, конечно. Но и не самый главный Бармалей. Есть гораздо круче. Вот такой благоприятный фон. И антагонизма такого, как у Моди с Шарифом у беларусского политика пока ни с кем не просматривается. Хотя как знать — слишком уж демонстративно Лукашенко любезничал на саммите ШОС с объявившим Путину войну Ильхамом Алиевым. Может и впрямь дыма без огня не бывает, и еще между двумя членами ШОС, Беларусью и Россией, вскоре пробежит очередная черная кошка. И теперешние теплые отношения между союзниками тоже еще совсем не конец истории.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news