Синод Русской православной церкви опубликовал постановление, в котором напомнил руководству Беларусского экзархата и митрополичьих округов о необходимости использования официальных формулировок в названиях их структур, пишет «Хрысціянская візія». В частности, речь идет о включении формулировок «Русская православная церковь» или «Московский патриархат» во всех наименованиях — от епархий до приходов и монастырей. Все названия должны быть приведены в соответствие с этим требованием.
Поводом для резкой реакции, по предположению ресурса, стало исчезновение в переработанном для перерегистрации уставе БПЦ формулировки «Беларусский экзархат Московского Патриархата», как утверждается в ряде источников. Именно так в Москве называют Беларусскую церковь.
Еще в мае 2024 года Синод РПЦ утвердил изменения в устав БПЦ с учетом некой поправки, предположительно касающейся наименования. Похоже, она не была учтена беларусской стороной, что и вызвало нынешнее публичное сообщение, полагают авторы.
На протяжении последних десятилетий в Беларуси закрепилось устойчивое использование названия «Беларусская православная церковь» без упоминания «Московского патриархата». В отличие от Украины, где такое разграничение было необходимо, чтобы отличать УПЦ МП от УПЦ Киевского патриархата, в Беларуси альтернативных церковных юрисдикций не было. Кроме того, термин «экзархат» происходит из узкоспециального канонического языка и не так понятен широкой публике, поясняют авторы.
В Москве же такая формулировка воспринимается как стремление к дистанцированию от центра, что вызывает раздражение. По мнению ресурса, маловероятно, что руководство БПЦ пошло на это самостоятельно.
«По всей видимости, мы наблюдаем очередной виток кулуарного противостояния между Минском и Москвой на государственном уровне», — считают авторы.
В 2020 году под давлением беларусских властей Московская патриархия была вынуждена сменить главу БПЦ: на место митрополита Павла (Пономарева), российского иерарха, пришел беларус Вениамин (Тупеко), более лояльный режиму. Но усиление контроля со стороны беларусского государства автоматически снижает влияние Москвы, что РПЦ явно не устраивает — отсюда и резкие шаги, считают в «Хрысціянскай візіі».
Ресурс отмечает, что это постановление противоречит и уставу РПЦ, где сказано, что «Беларусская православная церковь» — другое официальное наименование Беларусского Экзархата» (XIII, 15).
На колени!