Александр Лукашенко в целом не доволен идеологической работой в стране, несмотря на принятую недавно директиву об идеологии. По его словам, по-прежнему необходима национальная идея, которая могла бы захватить души, сердца и разумы.
«Второе направление важнейшее — идеология. Когда-то все прятались от этого термина, но мною было жестко введено понятие «идеология». Как видите, сегодня все заговорили об идеологии, и даже американцы. От этого уходить не надо, никто ничего лучше не придумал, как обозначить процесс всяких преобразований, целей и так далее в голове человека. Положенное на бумагу, ну, не так, как это было в советские времена: все стремились построить коммунизм, но никто не знал, что это такое.
Поэтому и идеология. От земли. И дай бог, чтобы мы, наконец, народу четко сказали не только, что такое идеология, а как мы всегда говорим, вот выработать нам бы такую национальную идею. Национальную идею, которая бы могла захватить души и сердца, разум людей. Может, она и есть. Некоторые говорят патриотизм там, еще чего-то и так далее, но я не чувствую, что есть такая идея. Если мы ее выработаем, а это должно быть очень важно для нас целью, которая захватит все: от сердца до разума человека. Это вершина», — сказал он.
Лукашенко отметил, что работа идеологической вертикали подвергалась критике неоднократно. Принимались разные решения. Он полагает, что в идеологической работе очень много формализма. Лукашенко подверг критике практику проведения единых дней информирования. Он также поставил под сомнение ораторские способности чиновников и их дар убеждения.
«У нас некоторые высшие должностные лица страдают этой болезнью: вот мы с народом, мы придем, мы зал соберем. чем больше, тем лучше. Мы тут что-то им скажем. И вы знаете, они услышали, но они, может, и услышали, но, как в народе говорят, с кукишем в кармане вышли с этого совещания», — сказал он.
Лукашенко считает, что лучше провести разговор с десятью людьми, которые разнесут нужные мысли по трудовому коллективу.
«Но не старайтесь кучу собрать и показать большую работу. Ну, вот один из таких примеров, который я часто наблюдаю за чиновниками. Не надо к этому стремиться, не надо, это будет во вред. Ну потом, не только в социальных сетях, но по другим каналам это до меня доходит. Я думаю, что ж ты творишь, что ты этим хочешь показать, что ты большой начальник, дал команду, тебе собрали в цеху или в какому-то зале огромное количество людей, и ты там чего-то наговорил. Обратите на это внимание», — продолжил он.
Лукашенко также высказался за то, чтобы проводить меньше заседаний, совещаний и форумов, которые обходятся дорого.
Как оказалось, Лукашенко не вполне удовлетворен директивой №12 об идеологии.
«Ну и директива двенадцатая. Я полагал, что Администрация президента очень серьезно подошла к разработке этого документа. И эта директива должна была вывести идеологическую работу на качественно новый уровень. Владимир Борисович (Перцов — прим.), как бы я вас не уважал, а я действительно вас уважаю и надеюсь на вас. Вы пока… Захлестнула вас текучка. Вы вместе с Крутым по течению… Ну, бывают у вас некоторые там рывки влево-вправо, но очень-очень часто непродуманные.
Поэтому, я говорю, вместе собирайтесь, коллективно обсуждайте то, что вы вносите на уровень президента. Поверьте, у меня опыта хватает. Я работал идеологическим работником, знаю, что такое кадры и так далее. Поэтому я могу сходу оценить ситуацию и ваши действия. Не пытайтесь формально подходить к тем или иным вопросам. Принципиальнейшим образом прорабатывайте их. Нам надо укреплять кадровый состав идеологической вертикали, переформатировать информационно-разъяснительную работу с населением, освободить идеологов от несвойственных функцийпринципиальным образом вырабатывать», — сказал он.
Лукашенко перешел к претензиям по организации его визитов. В качестве примера он привел поездку на «Беллакт» в Гродненской области.
«Ну а почему мы там проводим совещания по молоку в Гродненской области? У них что, очень хорошо или очень плохо? По-моему, это нормальная область. Ну, чего там собираться лишний раз и какое-то молоко обсуждать. Вот в Витебской области мы обсудим, и народ должен услышать наши требования. Вам надо подготовиться. Поэтому вы думайте, что вы мне предлагаете, находите темы из жизни людей. Это очень важно», — заключил он.
«Телевизор — это хорошо, интернет мы начали завоевывать. Но всегда — с первого дня говорю — надо общаться с людьми. Надо с ними с глазу на глаз разговаривать. Люди это уважают, ценят», — добавил он.