«Русскому миру» приготовиться: изобличающим статьям в «Правде» по традиции сопутствуют аресты

Главное
Иллюстративное изображение сгенерировано с помощью ИИ

С Татьяной Сидорович вышла ошибочка. Но на месте «русскомирцев» я бы особо не радовался. Снаряды ложатся все ближе к их окопам. А беларусский режим, похоже, уже готовится отдать команду «фас». Возможно, очень даже неспроста.

Ошибка с подтекстом

Вчера Министерство информации пополнило свой список «экстремистских» материалов —  обвинения в экстремизме беларусский режим использует для борьбы со своими политическими оппонентами и любым инакомыслием в стране. Проанализировав обновления, журналисты решили, что в «экстремистский» перечень попала и коллега небезызвестной «инфоказачки» Ольги Бондаревой, пророссийская активистка Татьяна Сидорович.

Быстро выяснилось, что это ошибка — в перечень «экстремистских» материалов был включен профиль в «Одноклассниках» жительницы Постав, полной тезки провластной блогерши Сидорович. Инфоповод можно было бы посчитать исчерпанным. Если бы не другие сигналы, которые беларусский режим подает обосновавшимся в нашей стране пророссийским активистам.

Сигналы эти трудно расценить иначе, как предложение заткнуться. Умерить свой пыл и свести информационную активность к нулю. Предлагают это «русскому миру» давно и настойчиво. Правда, пока без заметного результата.

Точечная атака

В феврале 2024 года по обвинениям в пропаганде нацистской символики и нарушении порядка проведения массовых мероприятий осудили пророссийскую активистку из Витебска Эльвиру Мирсалимову. Затем активистка получила еще одну «административку» — ее судили за «одиночный пикет с БЧБ» и приговорили к штрафу в 2600 рублей. Как утверждала сама Мирсалимова, основанием для приговора стали посты с иллюстрациями к ее «антибчб-шным статьям».

Как выяснили расследователи из «Бюро», Мирсалимова, вместе с другими своими сподвижниками, получала гранты российского Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Средства шли на издание пропагандистской литературы, на проведение круглых столов. И даже на компенсацию юридической помощи самой Мирсалимовой. Отмечалось, что этот фонд активизировался в нашей стране аккурат после подавления масштабных протестов 2020 года.

Следом пришел черед менее заметных деятелей. В конце августа 2024 года был задержан пророссийский активист Артём Агафонов. Он провел ночь в ИВС и получил штраф в размере 1000 рублей. Еще в 2020 году созданная Агафоновым организация «Гражданское согласие» отправляла могилевских детей в военизированный лагерь на базе Всероссийского детского центра «Орлёнок» под Туапсе. А за полгода до задержания Агафонов в своей статье на одиозном российском сайте «Политнавигатор» обвинил собкора телеканала ОНТ в Москве Светлану Карульскую в «ненависти к воинам СВО». Дело дошло до суда, в итоге стороны заключили мировое соглашение, однако Агафонову пришлось извиниться и удалить уже опубликованный текст.

В марте 2025 года 10 суток ареста за «экстремизм» по ч. 2 ст. 19.11 КоАП получил еще один соратник Мирcaлимовой из Витебска Сергей Лашков.

Тогда же, в марте, добрались и до и самой, пожалуй, известной пророссийской активистки в Беларуси Ольги Бондаревой, которая «прославилась» непримиримой борьбой с любыми проявлениями беларусскости. Ее приговорили к 13 суткам за «распространение экстремизма» и отправили на Окрестина.

Отбыв арест, Бондарева заявила, что не знает, кто стоит за произошедшими с ней событиями. Однако в совпадения не верит. И это тот редкий случай, когда с пророссийской активисткой можно согласиться.

Кстати, вчера, вместе с профилем Татьяны Сидорович, беларусский Мининформ включил в свой перечень экстремистских материалов пророссийскую группу в «Одноклассниках» «Антимайдан и нас миллионы!», на титульной странице которой размещены флаги так называемых ЛНР и ДНР.

Тяжелая артиллерия

Правда, все эти намеки — как тонкие, так и потолще, — активисты «русского мира», похоже, понимать не желают. И продолжают с той или иной степенью интенсивности продвигать свою повестку. Показное непонимание может быть обусловлено убежденностью в том, что за ними стоит Россия. И Кремль, который их руками проводит политику русификации Беларуси по всем направлениям. А, значит, вытащит своих агентов влияния из любых передряг. Тем временем многочисленные российские фонды, действующие в нашей стране под эгидой «Россотрудничества» и прочих структур, посольство РФ в нашей стране не жалеют ресурсов на антибеларусскую деятельность. И эта активность явно вызывает раздражение у беларусского режима. Потому в ход была пущена тяжелая артиллерия.

В недавнем интервью Саймону Шустеру Александр Лукашенко упомянул активность «одной группы людей», которая критикует его политику многовекторности. Во главе этой группы, которая включает в себя «журналистов разных и так далее» стоит некий «солидный институт». Можно допустить, что речь идет о Российском институте стратегических исследований (РИСИ). «Неприятно, конечно, если уж откровенно говорить, если кто-то в России так думает, пишет», — заявил политик.

Лукашенко попытался показать, что его такое положение дел не особо заботит. Мол, достаточно переговорить с Путиным, и проблема будет решена. В то же время совершенно очевидно, откуда растут уши пророссийской активности. Ее инициатор — непосредственно Кремль. Один из ведущих проводников — посол РФ в Беларуси Борис Грызлов. Жаловаться Путину — то же самое, что сетовать на симптомы болезни могильщику.

Зато этим фрагментом интервью Лукашенко четко дал понять всем причастным — кому следует, прекрасно осведомлены об их активности. Осознавая, в какой стране мы живем, пророссийским активистам стоило бы задуматься.

Чуть позже в одиозной «Минской правде» пропагандист Григорий Азаренок публикует статью о «врагах под маской „пророссийскости”».

Автор прямо указывает на тех, к кому накопились претензии. Это упоминавшиеся уже Эльвира Мирсалимова, Артем Агафонов. А также Михаил Юспа, Всеволод Шимов, Сергей Шиптенко, Юрий Баранчик и еще несколько человек. Причем некоторые имена из этого перечня привлекают к себе особое внимание. И вот почему.

Дело «Regnum»

Можно допустить, что Шиптенко и Баранчика Азаренок вспомнил совсем не случайно.

В январе 2016 года беларусский Следственный комитет сообщил о возбуждении уголовного дела против нескольких колумнистов российских интернет-изданий. Были арестованы Юрий Павловец, Дмитрий Алимкин и тот самый Сергей Шиптенко. Они под псевдонимами публиковали статьи на российских информационных ресурсах Regnum, Lenta.ru и EADaily. Всем им были предъявлены обвинения по статье 130 УК — разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни.

А в марте 2017 года по запросу беларусских правоохранителей в Москве был задержан и шеф-редактор информационного агентства Regnum Юрий Баранчик.

Баранчика продержали в московском полицейском участке 72 часа и выпустили под подписку. До суда его дело не дошло. А вот Павловца, Алимкина и Шиптенко Минский городской суд в феврале 2018 года приговорил к пяти годам лишения свободы каждого. Но с отсрочкой исполнения наказания на три года, поэтому все трое были освобождены в зале суда.

Эта слегка закамуфлированная отсылка к делу «Regnum» в статье Азаренка считывается как прямая угроза в адрес «русскомирцев». Мол, и с вами, если надо будет, поступят так же. Изобличающим статьям в разного рода «правдах» по традиции сопутствуют аресты.

Грызлов вслед за Бабичем?

За авторов «Regnum» беларусский режим взялся аккурат во времена очередного обострения отношений с Россией. В тот момент официальный Минск стремился по возможности минимизировать масштабы российского влияния. В апреле 2019 года пост посла РФ в нашей стране вынужден был покинуть чрезмерно активный Михаил Бабич, который, как отмечал МИД Беларуси, так и «не понял разницы между федеральным округом и независимым государством». Пинком под зад «русскому миру» в лице регнумовцев беларусский режим как раз и давал Кремлю понять, что разница эта все-таки существует.

Сегодняшняя риторика режима и его пропагандистов дает основания предполагать, что в ближайшей перспективе некоторой, возможно и немалой, части пророссийских активистов снова не поздоровится. Так что один из наиболее интересных вопросов на сегодняшний день — с чем связано нынешнее давление на апологетов «русского мира»?

Вариантов ответа может быть несколько. Самый простой заключается в том, что в современной Беларуси критиковать режим в принципе не позволено никому и ни в каком виде. За его недостатки в искоренении беларусскости — в  том числе. Можно либо хвалить, либо сидеть с закрытым ртом. Поэтому все, что мы сегодня видим, связано с желанием укатать в асфальт любую фронду, будь она хоть пророссийской, хоть проевропейской. Коса репрессий просто сносит любую голову, которая высовывается чуть выше устраивающего режим уровня плинтуса. Тогда потери среди «русскомирцев» — не более чем сопутствующий репрессиям ущерб.

Но все может оказаться сложнее. История показывает, что лето в беларусско-российских отношениях периодически сменяется заморозками той или иной степени интенсивности. И впереди, с большой долей вероятности, нас ожидает очередной «ледниковый период». Особенно, если Кремлю так и не удастся выжать максимум желаемого в ходе идущей войны. Ведь путинские амбиции «собирателя земель» никуда не денутся. А Беларусь Лукашенко уже и так практически лежит на блюдечке с голубой каемочкой. Соблазн дожать, додавить, очень высок. Ну а все эти бондаревы и мирсалимовы — немаловажный рычаг для раскачки ситуации.

Так что напряженность будет нарастать. Пика она может достичь во второй половине 2029 года – начале 2030-го, поближе к «президентским выборам» и в России, и в Беларуси. Будут и жесткая риторика, и новые нефтяные, торговые войны,— в общем, все то, что мы уже не раз наблюдали в моменты «заморозков». К этому беларусский режим предпочитает подготовиться загодя. Пока поприжать и запугать. А к моменту Х вообще свести на нет голоса российских агентов влияния. Делать это приходится аккуратно, чтобы до срока не злить Москву. Но если к тому времени намек так и не будет понят, то пророссийская агентура рискует пострадать. Посол Грызлов вслед за Бабичем, возможно, и не уедет. А вот им достанется. И чем сильнее будет похолодание, тем труднее Москве будет спасти своих засланных казачков.

Ждать осталось не так долго. Так что вскоре станет понятно, какой из двух вариантов ответа окажется верным. И что именно мы наблюдаем сегодня — сопутствующий репрессиям ущерб, или же целенаправленную пристрелку перед ковровой бомбардировкой.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news

🔥 Поддержите Reform.news донатом!
REFORM.news (ранее REFORM.by)
Добавить комментарий

Внимание, премодерация. Если вы в Беларуси, не оставляйте комментарий без включенного VPN.

Последние новости