Рождественская проповедь с рефреном «каждый должен ответить»

Комментарий
Фото: president.gov.by

Первый посленовогодний месяц оказался богат на судебные процессы по делам оппонентов режима. И вдруг в Рождественские выходные, вынужденно поставившие суды на паузу, Александр Лукашенко вспоминает о «потерявших ориентиры» «беглых». И предлагает сделать шаг им навстречу. Как в глазах режима уживаются такие противоречия?

Новый год – новые политически мотивированные суды. 5 января начался процесс по делу «Вясны» – на скамье подсудимых нобелевский лауреат Алесь Беляцкий и его коллеги-правозащитники. А после вынужденного перерыва, вызванного Рождественскими праздниками, словно стремясь наверстать упущенное время, суды заработали с удвоенной силой. Сегодня в закрытом режиме стартовало рассмотрение дела TUT.by. 16 января должен начаться суд над журналистом, членом Союза поляков Беларуси Анджеем Почобутом. На следующий день – заочный процесс над Светланой Тихановской и представителями Координационного совета. 18 января – над обвиненной в содействии экстремистской деятельности супругу политзаключенного Игоря Лосика Дарьей. И это только наиболее громкие процессы, ведь о многих рассматриваемых судами делах знают только родственники-друзья обвиняемых и правозащитники.

Сразу после новогодних праздников Верховный суд оставил в силе суровые приговоры фигурантам «дела БелаПАН». А сегодня стало известно о завершении расследования уголовного дела в отношении основателя магазина национальной символики Symbal.by Павла Белоуса, которого, среди прочего, обвиняют в измене государству. В стилистике печально известных сталинских процессов следствие инкриминирует Павлу то, что «под видом культурно-исторического развития в различных общедоступных социальных сетях и на сайтах он распространял идеи беларусского национализма, целью которых являлась смена государственной власти в Беларуси». Из цитаты следует, что идея беларусского национализма и состоит в смене государственной власти. Использованные формулировки до боли напоминают сфабрикованное в начале 30-х годов прошлого века дело «Союза освобождения Беларуси», в ходе которого были репрессированы видные представители беларусской интеллигенции.

И параллельно с этими событиями, посещая в Рождество комплекс Свято-Елисаветинского женского монастыря, Александр Лукашенко заявляет, что пришло время сделать шаг навстречу тем, кто уехал из Беларуси.

«Настало время, когда мы, представители власти, я как глава государства и вы, священнослужители, наши люди должны сделать шаг навстречу этим людям, которые не то обезумев, не то на какое-то время, потеряв ориентиры, ошиблись. И будет, наверное, по-нашему, по-православному, если мы этот шаг навстречу им сделаем», — цитирует Лукашенко его пресс-служба.

Со стороны может сложиться впечатление, что левая рука не знает, что делает правая. На фоне идущих нон-стоп судов слова о «шагах навстречу» выглядят странно. Поверить в их искренность могут разве что очень доверчивые люди, которые новостей не читают и за отечественной повесткой совсем не следят. К чему тогда такие заявления?

Вероятно, праздник требовал чего-то «общепримиряющего». И во главе угла снова оказалась тема «беглых». Судя по всему, она очень волнует Лукашенко, раз он возвращается к ней снова и снова.

Перед режимом стоит сложная дилемма. С одной стороны, надо найти, схватить и осудить всех, кто посмел посягнуть на его власть. Это необходимо для того, чтобы на годы вперед посеять в обществе страх и политическую апатию. С другой стороны – слишком многие уехали и продолжают уезжать. Цифры эти прекрасно известны властям и наверняка вызывают тревогу.

Конечно, режиму не жаль уехавших активистов демсил, политиков, журналистов и прочих лидеров мнений. По их поводу он если и переживает, так лишь о том, что не получается их немедленно привлечь и упечь как минимум на несколько лет. Но их сравнительно немного. Другое дело – ученые, врачи, айтишники, квалифицированные рабочие – все те, чей отъезд становится реальной проблемой для беларусской экономики. Эта волна эмиграции не может не беспокоить.

При этом власть, кажется, даже удивлена, что беларусы умудряются найти себя на чужбине. И не торопятся возвращаться. В высказываниях Лукашенко по этому поводу прямо сквозит надежда на то, что наконец-то «многие-многие» начнут понимать, что «они нигде не нужны, кроме своей земли». И действительно начнут тысячами обращаться к нему, «чтобы их вернули обратно на родину». Но нет. Не обращаются. Наоборот. Пусть и не так массово, как год-два назад, но продолжают уезжать. Потери нарастают: к политическим мотивам добавляются экономические и социальные – многие теперь не столько боятся преследований, сколько не видят для себя перспектив в своей стране. В той Беларуси, какой она стала после 2020 года. И после начала войны.

Вот и ведет режим диалог сам с собой. Хорошо бы вернуть специалистов, да как их заманить обратно? И как потом отделить «агнцев от козлищ»? Кого в суд тащить, а кого и простить можно? Как должно выглядеть покаяние для тех, кому позволят вернуться? Вопросы не простые. Похоже, задумывали амнистию, да в последний момент побоялись провести ее в полной мере. Изобретающих разные сценарии лихорадит – вплоть до идей о комиссии по помилованию во главе с пропагандистом Азаренком и генпрокурором Шведом. Ведь оставлять без наказания не педагогично, дурной пример на будущее. Но и возвращать уехавших как-то надо.

Обрывки этого внутреннего диалога и доносятся вовне в виде реплик Лукашенко – то о том, что прощения не будет, то о том, что нужно простить хотя бы тех, кто глубоко раскается и «станет на колени».

Собственно, задача имеет довольно простое решение – достаточно прекратить репрессии и освободить политзаключенных. И многие уехавшие спустя короткое время потянутся домой. Но прощать Лукашенко не готов. Сразу после рождественского предложения протянуть руку звучит знакомый рефрен – «каждый должен ответить за свое».

Непростую задачу решает режим: как вернуть «беглых» так, чтобы сперва ответили, а потом и поработали на него?

Так что если поверившие в «рождественские чудеса» политические эмигранты все же рискнут понадеяться на протянутую властью руку – судебных процессов хватит на всех. Но внутренний диалог в голове власти продолжается. И, вполне возможно, в какой-то перспективе мы увидим что-то вроде «кодекса желающего вернуться» – этакого перечня необходимых покаянных действий, которые должен выполнить потенциальный возвращенец. Ведь чем больше беларусов будут уезжать, тем громче и жарче будет идти дискуссия во властной голове о том, как их заполучить обратно.

И дело не в большой любви. Просто режим чувствует – из одного ОМОНа страна состоять не может.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.news


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: