Прозвучавшее из Кремля заявление о том, что глава ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин «уйдет в Беларусь» породило немало вопросов. «Уйдет» один или вместе со своими подразделениями? Чем мятежный лидер наемников может заниматься в нашей стране, и пойдет ли на риск режим Александра Лукашенко, приютив столь неоднозначную персону?
Вечером в субботу, через сутки после объявленного Евгением Пригожиным «марша справедливости» ЧВК «Вагнер», стало известно, что «вагнеровцы», так и не дойдя до Москвы, разворачивают свои колонны и уходят «в полевые лагеря». Было объявлено, что по итогам переговоров, которые велись с Пригожиным при посредничестве Александра Лукашенко, стороны пришли к «абсолютно выгодному и приемлемому варианту развязки ситуации, с гарантиями безопасности для бойцов ЧВК «Вагнер».
Подробности договоренностей не разглашались, однако пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков объявил, что уголовное дело в отношении главы ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина будет прекращено, а сам он «уйдет в Беларусь».
Пока нет подтвержденной информации о том, что Пригожин – один или в сопровождении части своих бойцов – прибыл в нашу страну. Толком неясно, и в какие «полевые лагеря» ушли «вагнеровцы». Самого Пригожина последний раз видели, когда он на автомобиле покидал Ростов-на-Дону. С тех пор местоположение мятежного главаря «Вагнера» журналистам установить не удалось.
Финал пригожинского мятежа, на первый взгляд, выглядел довольно нелепо. Однако оценка может измениться, если допустить, что и поход ЧВК «Вагнер» на Москву был частью большого плана, основные детали которого остались в тени. И, двигаясь к Москве, «вагнеровцы» выполняли приказы некой силы, которая стремилась таким способом добиться определенных решений или уступок от Владимира Путина. Нужная цель была достигнута, и после этого марш Пригожина был свернут как выполнивший свои задачи.
Александр Лукашенко выступил в переговорах между сторонами конфликта и получил определенные бонусы. Например, лавры миротворца и «спасителя России от большой крови». По крайней мере, в глазах части беларусской и российской аудитории, которая не особо вовлечена в процессы и не понимает, что в ходе переговоров Лукашенко лишь ретранслировал чужие идеи и предложения, будучи удобной ширмой для того, чтобы «не светить» публично истинных участников противостояния.
Однако, в придачу к славе, Лукашенко, судя по всему, получил и еще кое-что. А именно самого Пригожина, который якобы теперь «уйдет в Беларусь». То ли один, то ли вместе со своей ЧВК.
В новейшей беларусской истории уже были примеры, когда опальные и преследуемые на родине политические деятели и олигархи получали пристанище и защиту в нашей стране. Тут можно вспомнить и экс-президента Кыргызстана Курманбека Бакиева, и бизнесмена Михаила Гуцериева. Их истории демонстрируют то, как Александр Лукашенко получает выгоды от такой поддержки.
Бакиев вынужден был вложить практически все свои средства в беларусские проекты. В частности в БНБК — за шотландскими компаниями-соучредителями ЗАО «Беларусская национальная биотехнологическая корпорация» стоят родственники бывшего президента Кыргызстана.
В 2021 году объединение силовиков BYPOL опубликовало расследование, в котором утверждается, что семья Бакиева занимает по размеру взяток Лукашенко второе место после беларусского бизнесмена Алексея Олексина. Подарки, как сообщают бывшие беларусские силовики, преподносились правителю «за покровительство и укрывательство в Беларуси семьи Бакиевых от правосудия». Среди презентов, например, автомобиль Mercedes-Maybach S600 Pullman Guard, базовая стоимость которого составляет не менее 1,4 миллионов евро.
«Я уходил через Беларусь, просто сел ночью в машину, вызвал самолет в Минск и улетел», — так миллиардер Михаил Гуцериев описывал Forbes свой отъезд из России в 2007 году. После обвинений в неуплате налогов и возможного ареста ему пришлось продать компанию «Русснефть» Олегу Дерипаске и выстраивать отношения с Лукашенко.
В 2017 году Гуцериев утверждал, что готов инвестировать в Беларусь 100 миллионов долларов личных средств. К тому времени, по его словам, он уже вложил в нашу страну 180 миллионов долларов. Например, в строительство гостиницы «Ренессанс», терминала в аэропорту Минск-2. И 40 миллионов – в базу отдыха в Красносельском, которая принадлежала Управлению делами президента Беларуси. Гуцериев говорил, что база принадлежит ему, хотя медиа писали, что пользуется ею Лукашенко.
Гуцериеву якобы принадлежал и вертолет AgustaWestland AW-139, переданный им в пользование государственной авиакомпании «Белавиа», и который может арендовать любой желающий. Однако летал на нем как раз Александр Лукашенко. А злые языки утверждали, что это не единственный подарок беларусскому правителю от российского миллиардера.
Выходит, Лукашенко помогает беглецам вовсе не бескорыстно. Так что, если Евгений Пригожин переведет свои бизнесы – а это далеко не только ЧВК – в Беларусь, ему придется поделиться.
Возможна и реализация совместных проектов, интересных обеим сторонам. Например, в Африке, где беларусский режим сейчас активничает, выстаивая отношения с руководством ряда государств континента. Тут Пригожин и «костяк» его бойцов могут оказаться полезными режиму для того, что чтобы создать свою ЧВК. Или укрепить тот же «ГардСервис», действующий сегодня, по слухам, под крылом Виктора Шеймана. То есть заполучить себе в актив эффективную военную структуру. К тому же, при необходимости, она может пригодиться и для обеспечения собственной безопасности.
Но, возможно, Лукашенко надеется использовать Пригожина и как инструмент для влияния на российскую политику. Подобные прецеденты тоже уже бывали в прошлом.
Может, кто-то еще помнит историю с арестом за коммерческий шпионаж в Минске американского адвоката Эммануила Зельцера, прибывшего в нашу страну, чтобы разобраться с наследством олигарха и многолетнего партнера небезызвестного Бориса Березовского Бадри Патакарцишвили. Не будем вдаваться в подробности той истории, однако со слов Зельцера тогда выяснилось, что в Минск неоднократно прилетал и сам Березовский – на тот момент один из главных оппонентов российского президента Путина. Факты его визитов в нашу страну впоследствии подтверждали и другие сотрудники Березовского.
Минск и Москва в тот момент находились в состоянии конфликта и перманентных информационных войн. Не исключено, что Лукашенко стремился использовать Березовского как средство воздействия на Кремль или одну из его многочисленных «башен».
Пригожин тоже, вне всякого сомнения, имеет связи в самых высших эшелонах российской элиты. И это его достоинство Лукашенко может попытаться использовать для достижения своих собственных целей. В этом тоже может быть прямая выгода Лукашенко от сотрудничества с главой ЧВК «Вагнер».
К тому же Лукашенко, судя по всему, давно и хорошо знает Пригожина. Это лишний раз подтвердил и Дмитрий Песков, заявив, что «Александр Григорьевич давно лично знаком с Пригожиным, около 20 лет». Возможно, какие-то совместные интересы или проекты связывали их и прежде. Все это вместе может служить объяснением тому, что Лукашенко согласился принять Пригожина в Беларуси.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by