Литиевый след Лукашенко в Зимбабве

После завершения визита беларусского правителя в Зимбабве местные СМИ написали, что Александр Лукашенко приезжал в эту страну за литием. И пообещал построить заводы по производству этого металла в случае предоставления литиевых концессий. Откуда у беларусских властей могут взяться ресурсы на такой масштабный проект, и для чего он может понадобиться впоследствии?

О литиевом следе в зимбабвийском вояже Лукашенко вдруг заговорили и беларусские государственные СМИ. Старший преподаватель кафедры экономической теории и маркетинга Беларусского государственного технологического университета Юлия Абухович полагает, что «одна из главных сфер наших интересов на Африканском континенте – добыча полезных ископаемых. Особенно интересуют Беларусь золото и литий, залежи которых имеются в Зимбабве».

Литий – основной компонент для производства аккумуляторных батарей. В последние годы потребность в нем значительно возросла в связи с интересом ведущих экономик мира к переходу на возобновляемые источники энергии. В частности – с электрификацией транспорта и необходимостью установки на такую технику батарей большой емкости. В результате спрос на литий в мире значительно возрос. По данным Visual Capitalist, в 2022 году этот металл подорожал на 87% и стоит в 13 раз дороже, чем два года назад. В середине ноября прошлого года цена лития побила очередной рекорд, поднявшись до 84 500 долларов США за тонну. И это не предел – согласно некоторым прогнозам, спрос на литий в ближайшие годы утроится: с 600 тысяч тонн в прошлом году до 2,4 миллионов тонн — к 2030 году.

Добыча лития – Клондайк XXI века. И Зимбабве входит в топ стран по запасам этого металла. Здесь, как и во многих других государствах, где есть залежи лития, активно работают китайские компании. Китай – ключевой игрок на рынке лития. Эта страна вкладывает большие ресурсы в добычу этого ценного металла во всем мире, в том числе и в Африке. Конкуренция велика. И для допуска к зимбабвийским недрам необходимо решить две задачи: заручиться поддержкой руководства этой страны и при этом постараться не перейти дорогу китайцам.

Вдобавок в конце прошлого года власти Зимбабве ввели запрет на экспорт необработанного лития-сырца. Как сообщалось, это сделано для организации внутренней переработки металла и выпуска аккумуляторов для электромобилей. Правда, есть оговорка: ограничение не затронет горнодобывающие компании, строящие обогатительные фабрики в Зимбабве.

И местные СМИ после визита в эту страну Александра Лукашенко писали, что беларусский правитель пообещал своему зимбабвийскому коллеге Мнангагве построить заводы по производству лития в случае предоставления литиевых концессий. И в ходе частных переговоров стороны якобы пришли к соглашению. Если так, то можно предположить, что остальные договоренности, те же поставки сельхозтехники и прочей промышленной продукции, шли в «довесок» к основной теме. И были необходимы для того, чтобы Мнангагва принял предложение.

Тогда можно попытаться сложить воедино все детали пазла, разрозненная информация о которых в том или ином виде становилась достоянием общественности – от планов по добыче полезных ископаемых и солнечной электростанции, которую якобы строит некий беларусский инвестор без названия, до компании «Белгеопоиск» и частной охранной фирмы «ГардСервис», которую некоторые считают беларусским аналогом «Вагнера».

Зимбабвийские планы Лукашенко могут заключаться не только в сбыте беларусской техники и добыче золота компанией Шеймана-Зингмана. Это все мелочи. Главным проектом может стать строительство комплекса по добыче и производству лития.

Способны ли беларусские власти реализовать такой проект? В нашей стране работает «Беларускалий», который недавно построил новый ГОК в Петриковском районе. Есть у беларусской стороны и опыт строительства подобных объектов за рубежом – Гарлыкского ГОК в Туркменистане. Опыт, прямо скажем, не очень удачный – туркменистанская сторона в итоге отказалась оплачивать часть выполненных ОАО «Белгорхимпром» работ, мотивируя это их низким качеством, а госконцерн «Туркменхимия» отказался от беларусского сопровождения проекта. Но, зная специфику Туркменистана, не стоит списывать все проблемы исключительно на беларусских подрядчиков.

Все это проекты по добыче калия. Но, как ни крути, у беларусских компаний есть опыт в горнодобывающем деле. В нашей стране производится и техника, способная работать в этой отрасли – те же карьерные самосвалы БелАЗ. Поэтому нельзя исключать, что готовится большой беларусский заход в Зимбабве – строительство ГОК и предприятия по получению лития. Для работы таких крупных предприятий необходим источник энергии – вот и необходимость возведения солнечной электростанции. «Белгеопоиск» призван сопровождать эту деятельность. Ну а «ГардСервис» может заниматься охраной объектов и работающих там специалистов – Африка довольно беспокойный и нестабильный регион. Так все перечисленные фрагменты складываются в целую картину.

В этой схеме не хватает только ресурсов на финансирование. Ни у Беларуси, ни у Зимбабве таких собственных средств, очевидно, нет. Но тут на помощь могут прийти внешние игроки с деньгами. Например, Лукашенко посещал ОАЭ и до полета в Зимбабве, и по возвращению из этой африканской страны. На полученные от Эмиратов деньги реализовать столь масштабный проект вполне реально.

Остается вопрос с китайцами, конфликт с которыми беларусским властям ни к чему. По мнению Юлии Абухович, литий Беларуси необходим для производства суперконденсаторов в китайско-беларусском индустриальном парке «Великий камень». Заинтересует ли это Китай? Вопрос открытый, поскольку литий китайцам нужен самим. Теоретически, возможен вариант создания СП с китайцами, которые заинтересованы в поставках лития. Но в этом случае не очень ясно, зачем им нужны беларусы – КНР прекрасно справилась бы собственными силами.

Но у задачи может быть и иное, гораздо более простое решение. Построенные за арабские деньги и действующие ГОК, перерабатывающее предприятие, электростанцию и всю сопутствующую инфраструктуру можно впоследствии выгодно продать тем же китайцам. Вот такое предложение Китай действительно могло бы заинтересовать. Получить деньги, отдать долги шейхам. А вырученную разницу потратить на необходимые нужды. Например, нанять еще 10 тысяч омоновцев в Беларуси. Это, конечно, шутка. Хотя почему бы и нет, беларусскому режиму необходимо финансирование. Источников все меньше, вот и приходится изобретать проекты для заработка. В том числе и ловить рыбу в не очень прозрачной африканской воде.

Подобные схемы режиму не в новинку – в свое время за китайский кредит и с использованием китайского оборудования в Беларуси был создан третий и последний  GSM-оператор БеСТ. Через несколько лет его продали турецкой Turkcell. Организаторы схемы хорошо заработали на перепродаже монопольного ресурса. В зимбабвийской же истории речь может идти о гораздо более серьезных суммах.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!